Рабочая программа по физике 7 класс

1 вариант

1. Какое явление происходит с резиновым жгутом, когда, взяв его за концы, разводят руки в стороны?

1) Деформация сжатия
2) Деформация кручения
3) Деформация растяжения
4) Деформация изгиба

2. В каком случае говорят, что на тело действует сила?

1) Когда на тело действует человек
2) Когда тело приводит в движение двигатель
3) В случае действия на него такого же тела
4) Когда происходит любое взаимодействие тела с другими те­лами

3. Всемирным называют тяготение потому, что

1) все тела в мире притягиваются друг к другу
2) все планеты Солнечной системы притягиваются друг к дру­гу
3) Солнце притягивает к себе все планеты

4. Как тяготение тел зависит от их массы?

1) Не зависит
2) Чем больше масса тел, тем их притяжение друг к другу меньше
3) Чем больше массы тел, тем сильнее их притяжение
4) Здесь нет верного ответа

5. Силой тяжести называют силу, с которой

1) тело притягивает Землю
2) тело притягивается Землёй
3) тело притягивается Солнцем
4) тело взаимодействует с другими телами

6. Где сила тяжести, действующая на тела, будет больше — на по­люсе или на экваторе?

1) На экваторе
2) На полюсе
3) Она одинакова

7. Какое явление вызывает возникновение силы упругости?

1) Притяжение тел Землёй
2) Всемирное тяготение
3) Инерция
4) Деформация

8. Какая формула выражает закон Гука?

1) F = gm
2) m = ρV
3) F = kΔl
4) P = Fтяж

9. Для какой из указанных здесь деформаций применим закон Гука?

1) Ударом молотка расплющен кусочек свинца
2) Под тяжестью подвешенного груза пружина растянулась, а когда груз сняли, не сжалась до прежнего состояния
3) Пружину сжали, а потом отпустили, и она вернулась к ис­ходному состоянию
4) При забивании гвоздя он согнулся

10. Какую силу называют весом?

1) С которой тело действует на опору или подвес
2) С которой тело притягивается к Земле
3) С которой опора действует на находящееся на ней тело
4) Среди ответов нет правильного

11. На каком из рисунков буква F обозначает вес тела?

1) №1
2) №3
3) №2
4) Нет такого рисунка

12. Какую физическую величину измеряют в ньютонах?

1) Плотность вещества
2) Силу
3) Массу тела
4) Его объём

13. Вычислите силу тяжести, действующую на ящик массой 20 кг.

1) 2 Н
2) 20 Н
3) 200 Н
4) 100 Н

14. Определите вес цилиндрика по приведён­ному рисунку.

1) 120 Н
2) 102 Н
3) 98 Н
4) 125 Н

15. Динамометр, изображённый на рисунке, показывает вес цилиндрика, равный

1) 0,5 Н
2) 9 Н
3) 8,5 Н
4) 9,5 Н

16. Силы, действующие на камень, по­казаны на рисунке. Какова их рав­нодействующая сила?

1) 8 Н
2) 9 Н
3) 25 Н
4) 2 Н

17. Найдите равнодействующую сил.

1) 4 Н
2) 8 Н
3) 12 Н
4) 24 Н

18. Какая сила останавливает санки, скатывающиеся с горки?

1) Сила тяжести
2) Вес
3) Сила трения
4) Сила упругости

19. При каком виде трения сила трения наименьшая?

1) Трении покоя
2) Трении качения
3) Трении скольжения
4) Сила трения всегда одинакова

20. Смазка поверхностей

1) увеличивает силу трения
2) устраняет трение
3) не изменяет силу трения
4) уменьшает силу трения

— Падение металлического шарика, подвешен­ного на нити, после перерезания нити.

Что является причиной изменения скорости движения шарика в последних трёх случаях? (Земля)

Приведите примеры или продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

IV. Изучение нового материала.

1. Явление тяготения.

Силу, с которой Земля притягивает все тела, называют силой тяжести, а само явление – явлением тяготения. В чем же заключается явление тяготения?

— Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.

— Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

— Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

? Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю?

Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому взаимное притяжение тел Вселенной названо всемирным тяготением.

2. Падение тел.

Аристотель считал, что «тяжелые» тела падают быстрее, чем «легкие».

Демонстрация: металлический шар падает быстрее, чем лист бумаги.

Если это так, то тела одинаковой массы должны падать одинаково: лист бумаги и бумажная ком => лист бумаги медленнее. Аристотель ошибался. Тела различной массы падают по — разному, причина в том сопротивление воздуха.

Во время свободного падения все тела падают одинаково. Свободное падение – это движение тела только под действие силы тяжести. (Трубка Ньютона стр. 55)

Ответ на это вопрос был дан великим итальянским ученым Галилео Галилеем. Своими замечательными опытами (он исследовал движение шариков по наклонной плоскости и падение тел, сбрасываемых с вершины Пизанской башни) он показал, что все тела, независимо от массы падают одинаково.

3. Сила тяжести.

Подброшенное тело снова падает на Землю, Земля притягивает все тела, находящиеся на ее поверхности.

Силу, с которой Земля притягивает к себе тело, называют силой тяжести.

Чему равна сила тяжести и от чего зависит?

Было установлено, что у поверхности Земли на тело массой 1 кг действует сила тяжести 9,8 Н, а на тело массой 2 кг – 19,6 Н. Сила тяжести равная 1 Н – это такая сила, которая действует на тело массой 102 г. Чтобы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, надо 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела: .

Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, а коэффициент пропорциональности — называют ускорением свободного падения. Во время свободного падения скорость тела, независимо от его массы, увеличивается каждую секунду на 9,8 м/с.

Таким образом модуль силы тяжести можно выразить через массу тела m и ускорения свободного падения g:

V. Закрепление нового материала.

Решение задач. Сборник вопросов и задач по физике В.И. Лукашик. № 245-250, 256 (устно), № 269, 276, 284, 280, 258.

VI. Д/з. В.В. Белага «Физика, 7» выучить § 20, решить задачу № 276 (6 кг, 4 т).

VII. Подведение итогов. Рефлексия. Поднимите правую руку, покажите на пальцах, какую оценку вы бы поставили себе за урок? Понравился ли вам урок?  Какую оценку вы бы поставили учителю?

«Сила тяжести» – 7 класс

автор Фролова ГМ, учитель физики МКОУ «Масловская СОШ»

Новоусманский муниципальный район

Воронежская область

Форма учебного занятия: комбинированный урок.

Цели урока

Учащиеся должны:

— знать причину изменения скорости тел; понимать, что сила — мера взаимодействия тел, знать единицы силы; определения силы тяжести, свободного падения, ускорения свободного падения, формулу для нахождения величины силы тяжести;

— знать и уметь находить равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой в одну и разные стороны; выявлять эмпирические закономерности зависимости силы тяжести от массы тела;

Задачи урока

1. Образовательные:

Дать определение силы. Сформулировать признак существования силы и признаки ее действия.

Начать работу по выделению узловых вопросов изучаемого материала и составлению плана прочитанного текста. Показать роль вопросов, сформулированных в конце параграфа, и начать работу по формированию умений работать с рисунками учебника.

Расширить и уточнить знания о правилах изображения сил, об условии равновесия тел, о том, что равновесие — одно из возможных состояний физической системы (тел). Формировать навыки самоконтроля.

2. Воспитательные:

Подчеркнуть противодействующие стороны в явлении равновесия тел и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании устройств, позволяющих сравнивать силы. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

3.Развития мышления:

Познакомить со структурными элементами приема обобщений. Проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний, выделять главную причину, влияющую на результат (формировать «зоркость» в поисках).

Сформировать элементы творческого поиска на основе приемов обобщения. Разработать проект динамометра с упругой пластиной (плоской пружиной).

Основное содержание урока

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения. Сила — физическая величина. Единицы силы. Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести (определение, обозначение). Свободное падение. Ускорение свободного падения (обозначение, численное значение, физический смысл, наименование). Зависимость силы тяжести от массы.

Решение задач типа № 155, 156 (В. И. Лукашик).

Демонстрации: опыты: падение шарика в сосуд с песком; движение тела, брошенного горизонтально.

Вопросы для контроля уровня усвоения УМ

1. Велика или мала сила в 10 Н? Приведите сравнение.

2. Как силу изображают на чертежах?

3. Почему падают на Землю капли дождя, крупинки града, листья?

4. Почему Земля удерживается на своей орбите около Солнца?

5. Какова причина падения воды в водопаде?

6. Начертите в тетради в масштабе 1 Н = 1 см следующие силы:

а) 1 Н, направленную горизонтально вправо;

б) 2 Н, направленную вертикально сверху вниз;

в) 3 Н, направленную горизонтально налево;

г) 2 Н, направленную вертикально снизу вверх.

Чем отличается сила «а» от силы «г»? Сила «б» от силы «в»?

Задания для расширения и углубления УМ

1. На вазу, стоящую на столе, действуют две силы. Какие? Чему равна их сумма? Почему? (Ссылайтесь на закон Галилея.)

2. На любое тело на Земле действуют силы, и нет возможности от них избавиться. При каком условии мы можем быть уверены, что сумма сил равна нулю?

3. Почему струя воды, бьющая из шланга, имеет криволинейную форму?

Вопросы для обсуждения

Кто прав?

1. Аристотель: «Чтобы тело равномерно двигалось, на него должно действовать другое тело».

2. Галилей: «Тело, свободное от воздействий, не меняет скорость. Если на данное тело действует другое тело, то первое тело изменяет свою скорость (второе тоже)».

3. По каким признакам можно оценить величину взаимодействия тел? Приведите примеры, ответ обоснуйте.

Физкультминутка:

  1. «Уроните» на пол карандаш.

  2. Поднимите карандаш.

  3. «Уроните» на пол книгу.

  4. Поднимите книгу.

Вопросы: какое тело падало дольше? Какое тело сложнее было поднять? Почему?

Проблемы

Дано: Капля дождя падает с ПОСТОЯННОЙ скоростью. Почему? Какие силы действуют на каплю? Изобразите эти силы графически.

Домашнее задание

А) § 11, 12 + из двух утверждений выбрать более общее, а также более частное по отношению друг к другу:

1. Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу.

2. Земля притягивает к себе окружающие ее предметы. Приготовиться защитить свое мнение.

Б) А+ задача № 45. В) Б+ задача № 46, экспериментальные задания (с. 33).

2 вариант

1. Человек надавливает на надувной матрац. Какое явление происходит при этом?

1) Деформация растяжения
2) Деформация сжатия
3) Деформация кручения
4) Деформация изгиба

2. Слово «сила» обозначает, что

1) тело взаимодействует с другим движущимся телом
2) на тело действует такое же тело
3) происходит любое взаимодействие тела с другими телами
4) на тело действуют другие тела

3. Тяготение называют всемирным потому, что

1) все тела притягиваются к Земле
2) все тела притягиваются друг к другу
3) все планеты притягиваются к Солнцу
4) все планеты притягиваются друг к другу

4. Как притяжение тел зависит от расстояния между ними?

1) Не зависит
2) Чем больше расстояние, тем притяжение слабее
3) Чем меньше расстояние, тем притяжение слабее

5. Сила тяжести — это сила, с которой

1) Земля притягивает все тела
2) Солнце притягивает Землю
3) Солнце притягивает планеты
4) звёзды притягивают Солнце

6. Человек или корабль должен испытывать большую силу тяжести?

1) Человек
2) Корабль
3) Силы тяжести будут одинаковы
4) Среди ответов нет верного

7. В какой момент сила упругости становится равной нулю?

1) Когда исчезает деформация
2) Когда деформация тела делается максимальной
3) Когда тело начинает деформироваться
4) Когда оно начинает восстанавливать свою форму и размер

8. Сила упругости по закону Гука равна

1) Fупр = Fтяж
2) s = vt
3) m = ρV
4) F = kΔl

9. Какие деформации являются упругими?

1) Очень малые
2) Очень большие
3) Такие, при которых тело после снятия нагрузки принимает исходные размеры и форму
4) Такие, при которых тело не разрушается

10. Вес — это сила, с которой

1) тело притягивается к Земле
2) тело, притягиваясь к Земле, действует на опору или подвес
3) деформированная опора действует на тело
4) правильного ответа нет

11. На каком из рисунков буква F обозначает действующую на тело силу тяжести?

1) №1
2) №2
3) №3
4) нет такого рисунка

12. Ньютон — это единица измерения

1) массы
2) плотности
3) площади поверхности
4) силы

13. Определите силу тяжести, действующую на тело, масса которого 500 г.

1) 0,5 Н
2) 5 Н
3) 50 Н
4) 500 Н

14. Узнайте по показаниям изобра­жённого здесь динамометра, какая сила приложена к бруску для его перемещения.

1) 3 Н
2) 2 Н
3) 1,5 Н
4) 2,5 Н

15. Какой вес груза показывает представлен­ный на рисунке динамометр?

1) 70 Н
2) 10 Н
3) 20Н
4) 15 Н

16. На коробку, поставленную на полку, действует сила тяжести, равная 60 Н, и сила упругости со стороны полки. Чему равна их равнодействующая сила?

1) 60 Н
2) 120 Н
3) 0 Н
4) Ответить нельзя, так как не указан модуль силы упругости

17. На пакет сахара массой 1 кг, лежащий на столе, положили сверху такой же пакет. Чему равна равнодействующая сила, с которой эти пакеты действуют на стол?

1) 20 Н
2) 2 Н
3) 10 H
4) 15 Н

18. Что является причиной остановки катящегося по земле мяча?

1) Притяжение Земли
2) Инерция
3) Деформация
4) Трение

19. На каком из рисунков с изображениями движущихся тел по­казан случай проявления трения покоя?

1) №1
2) №2
3) №3
4) Нет такого рисунка

20. Выравнивание поверхностей соприкасающихся тел

1) уменьшает трение
2) увеличивает его
3) устраняет трение
4) не изменяет его

Уровень B

1. О какой скорости – средней или мгновенной – идет речь в следующих случаях:

а) пуля вылетает из винтовки со скоростью 800 м/с;

б) скорость движения Земли вокруг Солнца 30 км/с;

в) на участке дороги установлен ограничитель максимальной скорости – 60 км/ч;

г) мимо вас проехал автомобиль со скоростью 72 км/ч;

д) автобус преодолел расстояние между Могилевом и Минском со скоростью 50 км/ч?

2. Путь в 63 км от одной станции до другой электропоезд проходит за 1 ч 10 мин со средней скоростью 70 км/ч. Какое время занимают остановки?

3. Самоходная косилка имеет ширину захвата 10 м. Определите площадь поля, скошенного за 10 мин, если средняя скорость косилки 0,1 м/с.

4. На горизонтальном участке пути автомобиль ехал со скоростью 72 км/ч в течение 10 мин, а затем проехал подъем со скоростью 36 км/ч за 20 мин. Чему равна средняя скорость на всем пути?

5. Велосипедист первую половину времени при переезде из одного пункта в другой ехал со скоростью 12 км/ч, а вторую половину времени (из-за прокола шины) шел пешком со скоростью 4 км/ч. Определите среднюю скорость движения велосипедиста.

6. Школьник проехал 1/3 всего времени на автобусе со скоростью 60 км/ч, еще 1/3 всего времени на велосипеде со скоростью 20 км/ч, остальное время прошел со скоростью 7 км/ч. Определите среднюю скорость движения школьника.

7. Велосипедист ехал из одного города в другой. Половину пути он проехал со скоростью 12 км/ч, а вторую половину (из-за прокола шины) шел пешком со скоростью 4 км/ч. Определите среднюю скорость его движения.

8. Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч, обратный путь им был пройден со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения.

9. Школьник проехал 1/3 пути на автобусе со скоростью 40 км/ч, еще 1/3 пути на велосипеде со скоростью 20 км/ч, последнюю треть пути прошел со скоростью 10 км/ч. Определите среднюю скорость движения школьника.

10. Пешеход часть пути прошел со скоростью 3 км/ч, затратив на это 2/3 времени своего движения. Оставшееся время он прошел со скоростью 6 км/ч. Определите среднюю скорость.

11. Скорость поезда на подъеме 30 км/ч, а на спуске – 90 км/ч. Определите среднюю скорость на вcем участке пути, если спуск в два раза длиннее подъема.

12. Половину времени при переезде из одного пункта в другой автомобиль двигался с постоянной скоростью 60 км/ч. С какой постоянной скоростью он должен двигаться оставшееся время, если средняя скорость движения равна 65 км/ч?

Ссылка на основную публикацию