Deep claster

Доступные курсы

Физика 8 класс

Курс «Физика 8 класс» предназначен для обучающихся в ГБОУ СОШ № 605 с углубленным изучением немецкого языка. Расчитан на 68 часов и является приложением к Рабочей программе по физике 8 класс (базовый уровень) учителя физики Ларионовой Татьяны Анатольевны. Курс включает в себя задания для закрепления полученных знаний на уроках в школе, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для подготовки к проверочным и контрольным, диагностическим работам. Выполнение заданий обязательно для обучающихся 8 классов школы № 605. Работа обучающегося оценивается по пятибалльной шкале, отметка выставляется в электронный и бумажные журналы и является оценкой выполнения домашнего задания и подготовки к уроку.

Физика 9 класс

Курс «Физика 9 класс» предназначен для обучающихся в ГБОУ СОШ № 605 с углубленным изучением немецкого языка. Расчитан на 68 часов и является приложением к Рабочей программе по физике 9 класс (базовый уровень) учителя физики Ларионовой Татьяны Анатольевны. Курс включает в себя задания для закрепления полученных знаний на уроках в школе, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для подготовки к проверочным и контрольным, диагностическим работам. Выполнение заданий обязательно для обучающихся 9 классов школы № 605. Работа обучающегося оценивается по пятибалльной шкале, отметка выставляется в электронный и бумажные журналы и является оценкой выполнения домашнего задания и подготовки к уроку.

Физика 10 класс

Курс «Физика 10 класс» предназначен для обучающихся в ГБОУ СОШ № 605 с углубленным изучением немецкого языка. Расчитан на 68 часов и является приложением к Рабочей программе по физике 10 класс (базовый уровень) учителя физики Ларионовой Татьяны Анатольевны. Курс включает в себя задания для закрепления полученных знаний на уроках в школе, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для подготовки к проверочным и контрольным, диагностическим работам. Выполнение заданий обязательно для обучающихся 10 классов школы № 605. Работа обучающегося оценивается по пятибалльной шкале, отметка выставляется в электронный и бумажные журналы и является оценкой выполнения домашнего задания и подготовки к уроку.

Физика 11 класс

Курс «Физика 11 класс» предназначен для обучающихся в ГБОУ СОШ № 605 с углубленным изучением немецкого языка. Расчитан на 68 часов и является приложением к Рабочей программе по физике 11 класс (базовый уровень) учителя физики Ларионовой Татьяны Анатольевны. Курс включает в себя задания для закрепления полученных знаний на уроках в школе, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для подготовки к проверочным и контрольным, диагностическим работам. Выполнение заданий обязательно для обучающихся 11 классов школы № 605. Работа обучающегося оценивается по пятибалльной шкале, отметка выставляется в электронный и бумажные журналы и является оценкой выполнения домашнего задания и подготовки к уроку.

Физика. Подготовка к ЕГЭ

Курс «Физика. Подготовка к ЕГЭ». Ориентирован на обучающихся и выпускников общеобразовательных учебных заведений, желающих подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по физике.Структура курса составлена таким образом, что можно выполнять тренировочные тематические тесты по всем основным разделам школьного курса физики: механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике, основам специальной теории относительности, квантовой и ядерной физике А также предложены варианты тестов, структура которых соответствует структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике.

Построение изображений в плоском зеркале

Построение изображения в плоском зеркале основано на законах отражения света.

Алгоритм построения изображения в плоском зеркале

  1. Проведите из данной точки на поверхность луч под произвольным углом. В точке падения луча на границу раздела сред проведите перпендикуляр.
  2. Отметьте угол падения ​\( \alpha \)​.
  3. Постройте равный ему угол отражения ​\( \beta \)​.
  4. Проведите из данной точки перпендикуляр к поверхности зеркала ​\( (\alpha=0) \)​.
  5. Постройте равный ему угол отражения ​\( (\beta=0) \)​ (эти лучи совпадают).
  6. Проведите пунктирной линией продолжения отраженных лучей за зеркало.
  7. Найдите точку пересечения продолжений отраженных лучей (эта точка является изображением данной точки в плоском зеркале).
  8. Аналогично постройте изображение второй точки.
  9. Соедините полученные изображения точек пунктирной линией.

Изображение предмета в плоском зеркале мнимое, прямое, по размерам равное предмету, находящееся за зеркалом на таком же расстоянии, на каком предмет находится перед зеркалом.

Важно! Если на поверхность плоского зеркала падает сходящийся пучок лучей, то изображение получается действительным

Если поверхность двух плоских зеркал образует угол ​\( \varphi \)​, то количество изображений в такой системе зеркал можно определить по формуле:

где ​\( N \)​ – количество изображений.

Построение изображений в линзах

Для построения изображения в линзах следует помнить:

  1. луч, идущий вдоль главной оптической оси линзы, не преломляется;
  2. луч, проходящий через оптический центр линзы, не преломляется;
  3. луч, падающий на собирающую линзу параллельно главной оптической оси, после преломления пройдет через фокус линзы;
  4. луч, падающий на рассеивающую линзу параллельно главной оптической оси, преломится так, что его мнимое продолжение пройдет через фокус линзы, а сам луч – противоположно мнимому продолжению;
  5. луч, падающий на собирающую линзу через фокус, после преломления пройдет параллельно главной оптической оси линзы;
  6. произвольный луч после преломления в собирающей линзе пойдет через побочный фокус (точку фокальной плоскости, в которой ее пересечет параллельная произвольному лучу побочная оптическая ось);
  7. произвольный луч, падающий на рассеивающую линзу, преломится так, что его мнимое продолжение пройдет через точку, в которой пересечет фокальную плоскость линзы побочная оптическая ось, параллельная произвольному лучу.

Изображение, даваемое тонкой линзой, может быть действительным или мнимым.

Действительное изображение получается в результате пересечения преломленных в линзе лучей, исходящих из данной точки.

Мнимое изображение получается в результате пересечения продолжений преломленных в линзе лучей, исходящих из данной точки.

Построение изображений точки, даваемых собирающей линзой

Если точка находится за двойным фокусом линзы, то ее действительное изображение получается между фокусом и двойным фокусом по другую сторону от линзы.

Если точка находится в двойном фокусе линзы, то его действительное изображение получается в двойном фокусе по другую сторону от линзы.

Если точка находится между фокусом и двойным фокусом линзы, то его действительное изображение получается за двойным фокусом по другую сторону от линзы.

Если точка находится в фокусе линзы, то его изображение находится в бесконечности.

Если точка находится между линзой и фокусом, то его мнимое изображение получается по ту же сторону от линзы.

Построение изображений предмета, даваемых собирающей линзой

Если предмет находится за двойным фокусом линзы, то его изображение получается действительным, перевернутым, уменьшенным, по другую сторону от линзы.

Если предмет находится в двойном фокусе линзы, то его изображение получается действительным, перевернутым, равным по размерам предмету, в двойном фокусе по другую сторону от линзы.

Если предмет находится между фокусом и двойным фокусом линзы, то его изображение получается действительным, перевернутым, увеличенным, по другую сторону от линзы.

Если предмет находится в фокусе линзы, то его изображение находится в бесконечности.

Если предмет находится между линзой и фокусом, то его изображение получается мнимым, прямым, увеличенным, по ту же сторону от линзы.

Построение изображений точки, даваемых рассеивающей линзой

В рассеивающей линзе изображение точки всегда получается мнимым, по ту же сторону от линзы.

Построение изображений предмета, даваемых рассеивающей линзой

Изображение предмета в рассеивающей линзе всегда получается мнимым, прямым, уменьшенным, по ту же сторону от линзы.

Важно! При решении задач на прохождение световых лучей сквозь линзы и получение изображений в них прежде всего выясните, о какой линзе идет речь: собирающей или рассеивающей. Обязательно сделайте чертеж, на котором соответствующими буквами укажите все основные расстояния: расстояние от предмета до линзы, расстояние от линзы до изображения, фокусное расстояние

Также обязательно укажите оптический центр линзы и оба фокуса по разные стороны от линзы.

При построении изображения следует заранее выучить, каким оно должно быть при соответствующем расположении предмета относительно линзы и где находиться (действительным или мнимым, увеличенным или уменьшенным, прямым или обратным). В противном случае при неверном построении, когда вы чуть-чуть искривите луч или он пойдет неточно через фокус или центр, изображение может оказаться не там, где надо, или вместо увеличенного уменьшенным, и тогда в решении появится ошибка.

_____________________________________________________

http://kpolyakov.spb.ru/download/8-3_cpp.pdf). 2. Письменно ответьте на вопросы 1, 2 к §22 (из раздела «Вопросы и задания»)3. Напишите программы к задачам 1, 2, 4 к §22, на дополнительную оценку попробуйте написать программу к задаче 7. 

Для написания программ и проверки их работы можно использовать онлайн-среды для программирования:

  • https://ideone.com/
  • http://cpp.sh/
  • http://www.onlinegdb.com/
  • http://codepad.org/
  • https://www.tutorialspoint.com/compile_cpp11_online.php

Для выполнения практических работ по программированию на языке C++ дома, скачайте и установите на домашний компьютер систему программирования Dev-C++ (ссылка для скачивания: https://sourceforge.net/projects/orwelldevcpp/). Если вы уже были знакомы с языком C++, то вы можете использовать и другие системы программирования для данного языка.Если нет возможности установить данную систему, программу нужно создать письменно, записав код на отдельном листе бумаги.

12 профилей обучения бакалавриата по направлению подготовки 16.03.01 Техническая физика

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа профиля готовит специалистов в сфере деятельности, связанной с проектированием, созданием и эксплуатацией физической и биомедицинской …

    1 вариант программы
    СПбПУ Петра Великого

    Санкт-Петербург город

    СПбПУ Петра Великоговуз

    1 вариант программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа профиля готовит специалистов, способных к самостоятельной творческой профессиональной деятельности в области технической физики.

    6 вариантов программы
    6 вузов

    5 городов

    6 вузов
    6 вариантов программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа готовит специалистов по проектированию, разработке и эксплуатации приборов и методов контроля и диагностики на основе принципов …

    1 вариант программы
    ГУАП

    Санкт-Петербург город

    ГУАПвуз

    1 вариант программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Специалисты по исследованию, моделированию, разработке, производству и эксплуатации полупроводниковых материалов, компонентов и устройств.

    1 вариант программы
    СПбПУ Петра Великого

    Санкт-Петербург город

    СПбПУ Петра Великоговуз

    1 вариант программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа готовит специалистов в области разработки и эксплуатации технологий, систем и оборудования физической электроники.

    1 вариант программы
    ВГТУ

    Воронеж город

    ВГТУвуз

    1 вариант программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа профиля готовит специалистов, способных к самостоятельной творческой профессиональной деятельности в области теплофизики.

    2 варианта программы
    2 вуза

    2 города

    2 вуза
    2 варианта программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа формирует знания об основных физических понятиях и законах, теориях связанных с физикой нанотехнологий и наноразмерных структур для их …

    3 варианта программы
    2 вуза

    2 города

    2 вуза
    3 варианта программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа готовит специалистов, будущая деятельность которых связана с обеспечением технических стандартов, энергоэффективными технологиями и …

    1 вариант программы
    НГТУ

    Новосибирск город

    НГТУвуз

    1 вариант программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа готовит специалистов, деятельность которых связана с выявлением, ислледованием и …

    1 вариант программы
    НГТУ

    Новосибирск город

    НГТУвуз

    1 вариант программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Программа готовит специалистов в области разработки и эксплуатации реабилитационных технологий, систем и оборудования физической оптики и …

    1 вариант программы
    СГТУ

    Саратов город

    СГТУвуз

    1 вариант программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Специалисты в области материаловедения для создания и использования новых материалов с заданными свойствами.

    2 варианта программы
    2 вуза

    2 города

    2 вуза
    2 варианта программы

  • 16.03.01Техническая физика

    Специалисты-физики по исследованиям, проектированию, моделированию, конструированию оптоэлектронных, лазерных приборов и их элементов.

    1 вариант программы
    Университет ИТМО

    Санкт-Петербург город

    Университет ИТМОвуз

    1 вариант программы

Подготовка к олимпиадам: старшие школьники (9–11 классы)

Наша главная цель — подготовка к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников по физике, а также к олимпиадам первого уровня: Московской олимпиаде школьников по физике, «Физтех», «Покори Воробьёвы горы!» и «Росатом». Все они дают максимальные льготы при поступлении в вуз.

Теоретическая подготовка олимпиадников — статьи журнала «Квант».

Мы занимаемся по специальным листкам, которые приведены ниже. Листки содержат:

  • все задачи предпоследнего (нынче это региональный этап, а до 2009 года — окружной или зональный) и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике за всё время её существования (с 1991/92 года по настоящий момент);
  • все задачи МОШ по физике с 2006 года;
  • все типы задач заключительных этапов олимпиады «Физтех» с 2007 года;
  • все типы задач вступительных экзаменов в МФТИ начиная с 1991 года, ибо знакомство с идеями задач прежних лет — залог успеха на текущих олимпиадах (ярким примером служит листок «Горизонтальная сила Архимеда»; аналогичные примеры дублирования идей с интервалом 3—10—20 лет встретятся вам и во многих других листках);
  • все задачи заключительных этапов олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» с 2014 года;
  • все задачи заключительных этапов олимпиады «Росатом» с 2011 года;
  • все задачи заключительных этапов олимпиады «Курчатов» с 2014 года (с момента включения её в перечень Минобрнауки);
  • избранные задачи олимпиады «Ломоносов».
  • избранные задачи Международной физической олимпиады (IPhO) и Азиатской физической олимпиады (APhO).

Архив блога

  • ▼ 

    2020

    (89)

    • ▼ 

      марта

      (23)

    ► 

    февраля

    (38)

    ► 

    января

    (28)

  • ► 

    2019

    (254)

    ► 

    декабря

    (37)

    ► 

    ноября

    (31)

    ► 

    октября

    (29)

    ► 

    сентября

    (29)

    ► 

    мая

    (13)

    ► 

    апреля

    (33)

    ► 

    марта

    (25)

    ► 

    февраля

    (40)

    ► 

    января

    (17)

  • ► 

    2018

    (271)

    ► 

    декабря

    (33)

    ► 

    ноября

    (37)

    ► 

    октября

    (30)

    ► 

    сентября

    (23)

    ► 

    июля

    (1)

    ► 

    июня

    (1)

    ► 

    мая

    (28)

    ► 

    апреля

    (34)

    ► 

    марта

    (20)

    ► 

    февраля

    (41)

    ► 

    января

    (23)

  • ► 

    2017

    (244)

    ► 

    декабря

    (30)

    ► 

    ноября

    (25)

    ► 

    октября

    (32)

    ► 

    сентября

    (21)

    ► 

    августа

    (1)

    ► 

    мая

    (18)

    ► 

    апреля

    (32)

    ► 

    марта

    (38)

    ► 

    февраля

    (26)

    ► 

    января

    (21)

  • ► 

    2016

    (146)

    ► 

    декабря

    (33)

    ► 

    ноября

    (17)

    ► 

    октября

    (24)

    ► 

    сентября

    (23)

    ► 

    мая

    (6)

    ► 

    апреля

    (10)

    ► 

    марта

    (7)

    ► 

    февраля

    (16)

    ► 

    января

    (10)

  • ► 

    2015

    (39)

    ► 

    декабря

    (13)

    ► 

    ноября

    (10)

    ► 

    октября

    (7)

    ► 

    сентября

    (9)

Кафедра «Физика» | Лабораторные работы

О кафедре | Сотрудники | Лабораторные работы | Учебные пособия по лекционному курсуИнформация | Наши достижения | Информация об олимпиадах | Научные публикации кафедрыПовышение квалификации |ХIII Международная конференция (ФССО-15) | ХIV Международная конференция (ФССО-17) Информационная система (ИС МАДИ)Научно — методическая и научно — исследовательскаяконференция МАДИСтуденческая научно-практическая конференция по физикеИнформация для студентов заочного факультета | Участие преподавателей кафедры в инженерных классах г. Москвы | Контакты

Механика, молекулярно-кинетическая теория и термодинамика

Лабораторный практикум по физике: Часть 1. Механика, молекулярно-кинетическая теория и термодинамика под ред. Е.А. Форш. МАДИ, М., 2020. 154 с. Загрузить


Лабораторная работа №
Таблицы к работе
1-M. Определение скорости пули баллистическим методом загрузить загрузить
3-M. Изучение динамики вращательного движения на приборе Обербека загрузить загрузить
4-M. Изучение динамики вращательного движения на электрифицированном приборе Обербека загрузить загрузить
5-M. Изучение динамики вращательного движения загрузить загрузить
6-M. Определение коэффициента внутреннего трения (вязкости) жидкости методом Стокса загрузить загрузить
7-M. Поверхностное натяжение в жидкости загрузить загрузить
8-M. Определение момента инерции маятника Максвелла загрузить загрузить
11-М. Измерение ускорения свободного падения загрузить загрузить
№ 5-С. Определение отношения теплоемкости воздуха при постоянном давлении к теплоемкости при постоянном объеме методом Клемана – Дезормазагрузить загрузить
№21-С. Определение тепловых потерь в термодинамической системе по ее тепловому балансу загрузить загрузить
№22-С. Определение количества вещества и массы воздуха в сосуде изотермическим методом загрузить загрузить
№23-С. Определение  коэфициента теплопроводности вещества загрузить загрузить
№24-С. Определение теплоёмкости металлов загрузить загрузить

№683 Лабораторный практикум по физике: Часть 1. Механика под ред. И.А. Авенариус и Б.Л. Афанасьева.МАДИ, М., 2010. 107 с. Загрузить

Силовые поля

№ 744. Лабораторный практикум по физике: Часть 2. Силовые поля. Под ред. И.А. Авенариус. МАДИ, М., 2013, 63 с.: загрузить


Лабораторная работа №
Таблицы к работе
1-П. Изучение электростатического поля с помощью электролитической ванны (новая установка) загрузить загрузить
2-П. Определение удельного заряда электрона с помощью силового поля диода загрузить загрузить
3-П. Определение удельного сопротивления нихромовой проволоки загрузить загрузить
4-П. Изучение движения электронов в электромагнитном поле загрузить загрузить
7-П. Определение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли загрузить загрузить

Колебания, волны, строение вещества

№ 018. Лабораторный практикум по физике: Часть 3. Колебания, волны, строение вещества. Под ред. И.А. Авенариус. — М.: МАДИ, 2015. — 136 с.  загрузить

Лабораторная работа №  Таблицы к работе

№ 1-К. Определение ускорения свободного падения с помощью физического и математического маятников загрузить

№ 2-К. Определение параметров физического маятника загрузить

№ 4-К. Изучение вынужденных колебаний в электромагнитном контуре загрузить

№ 7-К. Изучение собственных колебаний механических систем загрузить

загрузить

№ 10-К. Исследование нормальных колебаний струны загрузить

загрузить

№ 11-К. Определение скорости звука в воздухе загрузить

загрузить

№ 12-К. Изучение интерференции света загрузить

загрузить

№ 13-К. Измерение длины волны лазерного излучения интерференционным методом загрузить

загрузить

№ 14-К. Дифракция Фраунгофера на решетке загрузить

загрузить

№ 15-К. Определение длины волны лазерного излучения с помощью наблюдения дифракции Френеля на круглом отверстии загрузить

загрузить

№ 16-К. Определение постоянной Планка на основе изучения закономерностей внешнего фотоэффекта загрузить

№ 18-К. Проверка закона малюса для линейно поляризованного света загрузить

загрузить

Теория погрешностей

№ 309. Смык А.Ф., Спиридонова Л.В., Симонова Н.А. Методические рекомендации по обработке результатов при выполнении лабораторных работ. скачать

Ипполитова Г.К., Скворцова И.Л. Ошибки измерений физических величин. Методические указания к лабораторному практикуму по физике. 3агрузить

Дисперсия света

Дисперсия света – это зависимость показателя преломления среды от длины волны (частоты) падающего на вещество света.

Опыт Ньютона (1672)

Из-за дисперсии световые волны с различной длиной волны поразному преломляются веществом, что приводит к разложению белого света на цветные монохроматические лучи – спектр.

Для лучей света различной цветности показатели преломления данного вещества различны, т. к. различны скорости распространения электромагнитных волн, у которых разная длина волны. Луч красного света преломляется меньше из-за того, что красный свет имеет в веществе наибольшую скорость, а луч фиолетового цвета преломляется больше, так как скорость для фиолетового цвета наименьшая. Это объясняется особенностями взаимодействия этих волн с электронами, входящими в состав атомов и молекул вещества среды, где они движутся.

Дисперсией света объясняется такое природное явление, как радуга.

Оглавление

Глава 1. Тепловые явления

  • § 1. Тепловое движение. температура
  • § 2. Внутренняя энергия
  • § 3. Способы изменения внутренней энергии тела
  • § 4. Теплопроводность
  • § 5. Конвекция
  • § 6. Излучение
  • § 7. Количество теплоты. Единицы количества теплоты
  • § 8. Удельная теплоёмкость
  • § 9. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
  • § 10. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
  • § 11. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
  • § 12. Агрегатные состояния вещества
  • § 13. Плавление и отвердевание кристаллических тел
  • § 14. График плавления и отвердевания кристаллических тел
  • § 15. Удельная теплота плавления
  • § 16. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар
  • § 17. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара
  • § 18. Кипение
  • § 19. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
  • § 20. Удельная теплота парообразования и конденсации
  • § 21. Работа газа и пара при расширении
  • § 22. Двигатель внутреннего сгорания
  • § 23. Паровая турбина
  • § 24. КПД теплового двигателя
  • Итоги главы 1

Глава 2. Электрические явления

  • § 25. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел
  • § 26. Электроскоп
  • § 27. Электрическое поле
  • § 28. Делимость электрического заряда. Электрон
  • § 29. Строение атомов
  • § 30. Объяснение электрических явлении
  • § 31. Проводники, полупроводники и непроводники электричества
  • § 32. Электрический ток. Источники электрического тока
  • § 33. Электрическая цепь и её составные части
  • § 34. Электрический ток в металлах
  • § 35. Действия электрического тока
  • § 36. Направление электрического тока
  • § 37. Сила тока. Единицы силы тока
  • § 38. Амперметр. Измерение силы тока
  • § 39. Электрическое напряжение
  • § 40. Единицы напряжения
  • § 41. Вольтметр. Измерение напряжения
  • § 42. Зависимость силы тока от напряжения
  • § 43. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления
  • § 44. Закон Ома для участка цепи
  • § 45. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление
  • § 46. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения
  • § 47. Реостаты
  • § 48. Последовательное соединение проводников
  • § 49. Параллельное соединение проводников
  • § 50. Работа электрического тока
  • § 51. Мощность электрического тока
  • § 52. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике
  • § 53. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца
  • § 54. Конденсатор
  • § 55. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы
  • § 56. Короткое замыкание. Предохранители
  • Итоги главы 2

Глава 3. Электромагнитные явления

  • § 57. Магнитное поле
  • § 58. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
  • § 59. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение
  • § 60. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов
  • § 61. Магнитное поле земли
  • § 62. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель
  • Итоги главы 3

Глава 4. Световые явления

  • § 63. Источники света. Распространение света
  • § 64. Видимое движение светил
  • § 65. Отражение света. Закон отражения света
  • § 66. Плоское зеркало
  • § 67. Преломление света. Закон преломления света
  • § 68. Линзы. Оптическая сила линзы
  • § 69. Изображения, даваемые линзой
  • § 70. Глаз и зрение
  • Итоги главы 4

— А. В. Перышкин —

Прямолинейное распространение света

Закон распространения света: свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно.

Экспериментальным доказательством прямолинейности распространения света является образование тени.

Тень – это область пространства, куда не попадает свет от источника.

Полутень – это область пространства, куда частично попадает свет от источника.

Если источник света точечный, то на экране образуется четкая тень предмета.

Если источник неточечный, то на экране образуется размытая тень (области тени и полутени).

Образованием тени при падении света на непрозрачный предмет объясняются такие явления, как солнечное и лунное затмения.

Дифракция света

Дифракция света – это явление отклонения волны от прямолинейного распространения при прохождении через малые отверстия и огибании волной малых препятствий.

Наилучшее условие для наблюдения дифракции создается, когда размеры отверстий или препятствий – порядка длины волны. Чтобы определить распределение интенсивности световой волны, распространяющейся в среде с неоднородностями, используют принцип Гюйгенса–Френеля.

Принцип Гюйгенса–Френеля

Каждая точка фронта волны является источником вторичных волн, которые интерферируют между собой. Поверхность, касательная ко всем вторичным волнам, представляет новое положение фронта волны в следующий момент времени.

Все вторичные источники, расположенные на поверхности фронта волны, когерентны между собой, поэтому амплитуда и фаза волны в любой точке пространства – это результат интерференции волн, излучаемых вторичными источниками.

Закон преломления света

Преломление света – это изменение направления распространения светового луча на границе раздела двух сред.

Угол преломления – это угол между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред.

​\( \gamma \)​ – угол преломления

Законы преломления света

  • Лучи падающий и преломленный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча к преломляющей поверхности.
  • Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред и равная относительному показателю преломления двух сред:

где ​\( n_{21} \)​ – относительный показатель преломления.

Первой является среда, в которой распространяется падающий луч, второй является среда, в которой распространяется преломленный луч.

Относительный показатель преломления равен отношению абсолютного показателя преломления второй среды к абсолютному показателю преломления первой среды:

где ​\( n_1 \)​ – абсолютный показатель преломления первой среды; ​\( n_2 \)​ – абсолютный показатель преломления второй среды.

Абсолютный показатель преломления показывает, во сколько раз скорость света в вакууме больше, чем в данной среде:

где ​\( c \)​ – скорость света в вакууме, ​\( v \)​ – скорость распространения света в данной среде.

Относительный показатель преломления показывает, во сколько раз скорость распространения света в первой среде больше, чем во второй:

Среда, у которой абсолютный показатель преломления больше, является оптически более плотной средой.

Среда, у которой абсолютный показатель преломления меньше, является оптически менее плотной средой.

Следствия закона преломления света

Если свет падает из оптически менее плотной среды в оптически более плотную, то угол падения больше угла преломления:

Если свет падает из оптически более плотной среды в оптически менее плотную, то угол падения меньше угла преломления:

Если луч падает на плоско параллельную пластину, изготовленную из оптически более плотного вещества, чем окружающая среда, то луч не изменяет своего направления, а лишь смещается на некоторое расстояние.

​\( x \)​ – смещение луча от первоначального направления:

где ​\( d \)​ – толщина пластины.

Важно! Если в условии задачи говорится, что «кажется, что луч падает под углом ​\( \varphi_1 \)​ к поверхности воды», то имеют в виду не кажущийся угол падения ​\( \alpha_1 \)​, а угол между кажущимся падающим лучом и поверхностью воды \( \varphi_1 \)

Ссылка на основную публикацию