Опорные конспекты и разноуровневые задания. физика 9 класс. марон а.е

Введение

При решении задач мы будем придерживаться нашей стандартной схемы решения, которую мы применяем к задачам курса физики.

  1. Проанализировать условие. Определить, какие процессы происходят.
  2. Определить закономерности, которым подчиняются происходящие процессы, записать эти закономерности в виде уравнений. Посмотреть на величины, входящие в эти формулы: определить, какие из них даны в условии, а какие нужно дополнительно выразить. При необходимости перевести величины в СИ.
  3. Математическая часть: решаем полученную систему уравнений. Получаем ответ, подставив численные значения переменных.

Задача 4

Спутник Земли движется по круговой орбите на высоте 1000 км от поверхности Земли. С какой скоростью движется спутник? За какое время спутник совершит один полный оборот вокруг Земли?

Анализ условия

В задаче описано движение спутника по круговой орбите (а значит, движение с центростремительным ускорением) под действием одной силы – силы притяжения к Земле. Будем использовать второй закон Ньютона, а силу гравитационного взаимодействия с Землей найдем по закону всемирного тяготения, массу и радиус Земли можно узнать из справочника (см. рис. 4).

Рис. 4. Задача 4

Физическая часть решения задачи

Запишем по второму закону Ньютона, как связана сила, действующая на спутник со стороны Земли, с его ускорением. С направлениями нам все понятно, они нас и не интересуют, запишем сразу по модулю:

Центростремительное ускорение мы умеем находить, оно равно:

Сила гравитационного притяжения, по закону всемирного тяготения, равна:

где m и M – массы спутника и Земли соответственно.

Так как спутник находится на некоторой высоте h над поверхностью Земли, расстояние от него до центра Земли:

где R – радиус Земли.

Условие задачи требует найти время полного оборота спутника вокруг Земли, то есть период вращения. Запишем, как связан период со скоростью спутника. Спутник за время T проходит путь, равный длине орбиты,  или . Значит, скорость, по определению, равна:

Получили систему уравнений, математическая часть решения – в ответвлении.

Математическая часть решения задачи 4

Перепишем уравнения для силы притяжения и для ускорения с учетом, что :

Подставим значение ускорения из второго уравнения и гравитационной силы из третьего в формулу для второго закона Ньютона (первое уравнение).

Разделим обе части на массу спутника  и умножим на :

Выразим скорость спутника:

Уже по этой формуле можно найти скорость. Теперь из четвертого уравнения системы выразим период:

Проверим единицы измерения и найдем значения искомых величин:

Ответ: спутник движется со скоростью 7,4 км/с; один полный оборот вокруг Земли спутник совершит за 1,8 ч.

Маятник Фуко

Впрочем, в некоторых случаях без поправок не обойтись. Например, известный во всём мире маятник Фуко в соборе Санкт-Петербурга совершает не только линейные колебания, но ещё и медленно поворачивается. Этот поворот обусловлен неинерциальностью движения Земли в космическом пространстве.

Впервые об этом стало известно в 1851 году после опытов французского ученого Л. Фуко. Сам эксперимент проводился не в Петербурге, а в Париже, в огромном по размерам зале. Вес шара маятника был около 30 кг, а протяжённость соединительной нити – целых 67 метров.

В тех случаях, когда для описания движения недостаточно только формул Ньютона для инерциальной системы отсчёта, в них добавляют так называемые силы инерции.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза;

  • выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;

  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;

  • сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

  • оценки безопасности радиационного фона.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы и программой для общеобразовательных учреждений, на изучение курса отводится 2 часа в неделю (68 часов за учебный год).

Уровень подготовки учащихся — общеобразовательный.

Преподавание физики предполагается на базовом уровне.

Оценивание 5 бальное. Может использоваться рейтинговая система оценки с переводом в 5 бальную, а также накопительная система оценки знаний.

Система оценивания.

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Задача 8

Воздушный шар равномерно поднимается со скоростью . На высоте  от земли с него упало небольшое тело. Через какой интервал времени это тело упадет на землю? Какой будет скорость движения тела в момент падения? Падение тела считайте свободным.

Анализ условия. В задаче описано свободное падение тела с воздушного шара. Свободное падение – это равноускоренное движение с ускорением . Так как это тело упало с шара, который поднимался со скоростью , это будет начальной скоростью этого тела.

Физическая часть решения. Выберем систему отсчета. Направим ось координат вертикально вниз, куда будет падать тело. А начало координат поместим в точку, откуда оно падает, то есть на высоту 7 м над поверхностью (рис. 12).

Рис. 12. Система отсчета

В задаче рассматривается падение тела на землю, то есть координата тела будет в нашей системе равна 7 м. Запишем уравнения для координаты и скорости:

В данной системе координат начальная координата равна нулю: . Проекция скорости направлена против оси координат, поэтому равна заданной по условию скорости со знаком минус, , ускорение свободного падения положительно, для простоты расчетов округлим его до десяти: .

Уравнения принимают вид:

Математическая часть решения задачи 8

Мы ищем время, за которое тело упадет на землю, то есть его координата в этот момент времени  равна . Подставим все известные значения в уравнение для координаты:

Решим уравнение:

Решение  отбрасываем, так как за секунду до падения тело еще поднималось на шаре. А момент  – это и есть наше решение.

Из уравнения для скорости  найдем скорость тела в момент падения :

Задача решена.

Список литературы

  1. Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: справочник с примерами решения задач. – 2-е изд., передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М., Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 300.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-сайт «Внеклассный урок» (Источник)
  2. Интернет-сайт «Внеклассный урок» (Источник)
  3. Интернет-сайт «Класс!ная физика» (Источник)

Домашнее задание

  1. Лифт в течение первых 3 c поднимается равноускоренно и достигает скорости 3 м/с, с которой продолжает равномерный подъем в течение 6 c. Затем движется с прежним по модулю ускорением до полной остановки. Построить график зависимости скорости подъема лифта от времени и определить высоту подъема.
  2. Тело начало двигаться вдоль оси x с постоянной скоростью 6 м/с из точки, имеющей координату −7 м. Через сколько секунд координата тела окажется равной 5 м?
  3. Шкив диаметром 1 метр делает 500 оборотов за 300 секунд. Определить угловую и линейную скорости точки на ободе шкива, период вращения шкива.

Система отсчета

Начнем с того, что у нас есть тело: как определить его положение, как объяснить кому-то, где оно находится? Об автомобиле мы скажем: он на дороге за 150 метров перед светофором или на 100 метров за перекрестком (см. рис. 1).

Рис. 1. Определение местоположения машины

Или на трассе за 30 км к югу от Москвы. О телефоне на столе скажем: он сантиметров на 30 правее клавиатуры или рядом с дальним углом стола (см. рис. 2).

Рис. 2. Положение телефона на столе

Заметьте: мы не сможем определить положение автомобиля, не упомянув другие объекты, не привязавшись к ним: светофор, город, клавиатуру. Мы определяем положение, или координаты, всегда относительно чего-то.

Координаты – это набор данных, по которому определяется положение того или иного объекта, его адрес.

Примеры упорядоченных и неупорядоченных имен

Координата тела – это его адрес, по которому мы его можем найти. Он упорядоченный. Например, зная ряд и место, мы точно определяем, где находится наше место в зале кинотеатра (см. рис. 3).

Рис. 3. Зал кинотеатра

Буквой и цифрой, например e2, точно задается положение фигуры на шахматной доске (см. рис. 4).

Рис. 4. Положение фигуры на доске

Зная адрес дома, например улица Солнечная 14, мы будем искать его на этой улице, на четной стороне, между домами 12 и 16 (см. рис. 5).

Рис. 5. Поиск дома

Названия улиц не упорядочены, мы не будем искать Солнечную улицу по алфавиту между улицами Розовой и Тургенева. Также не упорядочены номера телефонов, номерные знаки автомобилей (см. рис. 6).

Рис. 6. Неупорядоченные имена

Эти номера, идущие подряд, – это лишь совпадение, не означающее соседства.

Мы можем задать положение тела в разных системах координат, как нам удобно. Для того же автомобиля, можно задать точные географические координаты (широту и долготу) (см. рис. 7).

Рис. 7. Долгота и широта местности

Можно выбрать любую точку в городе и считать, сколько километров нужно проехать на юг и сколько на восток, чтобы найти автомобиль (см. рис. 8).

Рис. 8. Местоположение относительно точки

Причем если мы выберем разные такие точки, то получим разные координаты, хотя они будут задавать положение одного и того же автомобиля.

Итак, положение тела относительно разных тел в разных системах координат будет разным. А что такое движение? Движение – это изменение положения тела со временем. Поэтому описывать движение мы будем в разных системах отсчета по-разному, и нет смысла рассматривать движение тела без системы отсчета.

Например, как движется стакан с чаем на столе в поезде, если сам поезд едет? Смотря относительно чего. Относительно стола или пассажира, сидящего рядом на сидении, стакан покоится (см. рис. 9).

Рис. 9. Движение стакана относительно пассажира

Относительно дерева около железной дороги стакан движется вместе с поездом (см. рис. 10).

Рис. 10. Движение стакана вместе с поездом относительно дерева

Относительно земной оси стакан и поезд вместе со всеми точками земной поверхности будут еще и двигаться по окружности (см. рис. 11).

Рис. 11. Движение стакана с вращением Земли относительно земной оси

Поэтому нет смысла говорить о движении вообще, движение рассматривается в привязке к системе отсчета.

Система координат

Рассмотрим картинку. Где находится дерево, относительно велосипедиста I, велосипедиста II и нас, смотрящих на монитор?

Относительно тела отсчета — велосипедист I — дерево находится справа, относительно тела отсчета — велосипедист II — дерево находится слева, относительно нас оно впереди. Одно и то же тело — дерево, находящееся постоянно в одном и том же месте, одновременно и «слева», и «справа» и «впереди». Проблема не только в том, что выбраны различные тела отсчета. Рассмотрим его расположение относительно велосипедиста I.

На этом рисунке дерево справа от велосипедиста I

На этом рисунке дерево слева от велосипедиста I

Дерево и велосипедист не меняли своего месторасположения в пространстве, однако дерево одновременно может быть «слева» и «справа». Для того, чтобы избавиться от неоднозначности описания самого направления, выберем определенное направление за положительное, противоположное выбранному будет отрицательным. Выбранное направление обозначают осью со стрелкой, стрелка указывает положительное направление. В нашем примере выберем и обозначим два направления. Слева направо (ось, по которой движется велосипедист), и от нас внутрь монитора к дереву — это второе положительное направление. Если первое, выбранное нами направление, обозначить за X, второе — за Y, получим двухмерную .

Относительно нас велосипедист движется в отрицательном направлении по оси X, дерево находится в положительном направлении по оси Y

Относительно нас велосипедист движется в положительном направлении по оси X, дерево находится в положительном направлении по оси Y

А теперь определите, какой предмет в комнате находится в 2 метрах в положительном направлении по оси X (справа от вас), и в 3 метрах в отрицательном направлении по оси Y (позади вас). (2;-3) — координаты этого тела. Первой цифрой «2» принято обозначать расположение по оси X, вторая цифра «-3» указывает расположение по оси Y. Она отрицательная, потому что по оси Y находится не в стороне дерева, а в противоположной стороне. После того, как выбрано тело отсчета и направления, месторасположение любого предмета будет описано однозначно. Если вы повернетесь спиной к монитору, справа и позади вас будет уже другой предмет, но и координаты у него будут другие (-2;3). Таким образом, координаты точно и однозначно определяют расположение предмета.

Пространство, в котором мы живем, — пространство трех измерений, как говорят, трехмерное пространство. Кроме того, что тело может находится «справа» («слева»), «впереди» («позади»), оно может быть еще «выше» или «ниже» вас. Это третье направление — принято обозначать его осью Z

Можно ли выбирать не такие направления осей? Можно. Но нельзя менять их направления в течение решения, например, одной задачи. Можно ли выбрать другие названия осей? Можно, но вы рискуете тем, что вас не поймут другие, лучше так не поступать. Можно ли поменять местами ось X с осью Y? Можно, но не путайтесь в координатах: (x;y).

При прямолинейном движении тела для определения его положения достаточно одной координатной оси.

Для описания движения на плоскости используется прямоугольная система координат, состоящая из двух взаимно перпендикулярных осей (декартовая система координат).

С помощью трехмерной системы координат можно определить положение тела в пространстве.

Положение предметов в пространстве. Тело отсчета.

Предлагаю игру: выбрать предмет в комнате и описать его местонахождение. Выполнить это так, чтобы угадывающий не смог ошибиться. Вышло? А что выйдет из описания, если другие тела не использовать? Останутся выражения: «слева от…», «над …» и подобное. Положение тела можно задать только относительно какого-нибудь другого тела.

Местонахождение клада: «Стань у восточного угла крайнего дома села лицом на север и, пройдя 120 шагов, повернись лицом на восток и пройди 200 шагов. В этом месте вырой яму в 10 локтей и найдешь 100 слитков золота». Клад найти невозможно, иначе его давно откопали бы. Почему? Тело, относительно которого совершается описание не определено, неизвестно в каком селе находится тот самый дом. Необходимо точно определиться с телом, которое возьмется за основу нашего будущего описания. Такое тело в физике называется телом отсчета. Его можно выбрать произвольно. Например, попробуйте выбрать два различных тела отсчета и относительно их описать местонахождение компьютера в комнате. Выйдет два непохожих друг на друга описания.

Неинерциальные системы отсчета

Большая часть систем, реальных систем отсчета – неинерциальные. Рассмотрим простой пример: сидя в поезде, вы положили на стол какое-либо тело (например, яблоко). Когда поезд трогается с места, мы будем наблюдать такую любопытную картину: яблоко будет двигаться, покатится в противоположную движению поезда сторону (рис. 15). В данном случае мы не сможем определить, какие же тела действуют, заставляют яблоко двигаться. В этом случае говорят, что система неинерциальная. Но можно выйти из положения, введя силу инерции.

Рис. 15. Пример неинерциальной СО

Еще один пример: когда тело движется по закруглению дороги (рис. 16), то возникает сила, которая заставляет отклоняться тело от прямолинейного направления движения. В этом случае мы тоже должны рассмотреть неинерциальную систему отсчета, но, как и в предыдущем случае, тоже можем выйти из положения, вводя т. н. силы инерции.

Рис. 16. Силы инерции при движении по закругленной траектории

Заключение

Систем отсчета существует бесконечное множество, но среди них большинство – это те, которые мы инерциальными системами отсчета считать не можем. Инерциальная система отсчета – это идеализированная модель. Кстати, такой системой отсчета мы можем принять систему отсчета, связанную с Землей или какими-либо далекими объектами (например, со звездами).

Список литературы

  1. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 300.
  3. Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: Справочник с примерами решения задач. – 2-е издание, передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «physics.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «ens.tpu.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «prosto-o-slognom.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Сформулируйте определения инерциальной и неинерциальной систем отсчета. Приведите примеры таких систем.
  2.  Сформулируйте первый закон Ньютона.
  3. В ИСО тело находится в состоянии покоя. Определите, чему равно значение его скорости в ИСО, которая движется относительно первой системы отсчета со скоростью v?

Основные свойства

Под однородностью в физике принято понимать тождественность всех точек в пространстве

Этот фактор имеет в физике немаловажное значение. Во всех точках Земли и Солнечной системы в целом законы Ньютона в физики действуют абсолютно идентично

Благодаря этому начало отсчёта может быть размещено в любой удобной точке. И если исследователь поворачивает сетку координат вокруг начальной точки, при этом никакие другие параметры задачи не будут изменяться. Все направления, которые начинаются от этой точки, имеют абсолютно тождественные свойства. Такая закономерность называется изотропностью пространства.

Задача 8

Компоненты топлива в двигатель ракеты подаются со скоростью 200 м/с, а горючий газ выходит из сопла со скоростью 500 м/с. Массовый расход топлива двигателем 30 кг/с. Определите реактивную силу.

Анализ условия

В задаче описано реактивное движение ракеты. Это движение можно описать, применяя закон сохранения импульса. Если рассматривать движение на протяжении длительного времени, то масса ракеты будет уменьшаться, и это надо учитывать в уравнении. Но у нас описано только движение топлива и горючих газов. Опишем изменение импульса топлива под действием силы взаимодействия топлива и ракеты. По третьему закону Ньютона, эта сила как раз равна по модулю реактивной силе, с которой газы действуют на ракету и которую мы ищем (см. рис. 8).

Рис. 8. Задача 8

Физическая часть решения задачи

За некоторое время  израсходуется масса топлива . Изменение его импульса равно:

Как мы уже сказали, по модулю сила , подействовавшая на горючий газ, вырывающий из сопла ракеты, по модулю равна реактивной силе .

Из этого простого уравнения можно получить силу , сделаем это:

 – это заданная в условии скорость подачи топлива.

Проверим единицы, найдем значения искомой величины:

Задача решена.

Список литературы

  1. Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: справочник с примерами решения задач. – 2-е изд., передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М., Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 300 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «class-fizika.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «class-fizika.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Мальчик массой 50 кг качается на качелях с длиной подвеса 4 м. С какой силой он давит на сиденье при прохождении положения равновесия со скоростью 6 м/с?
  2. Под каким углом к горизонту нужно бросить камень, чтобы в верхней точке траектории кинетическая энергия камня была в три раза больше его потенциальной энергии?
  3. В покоящийся шар массой 1 кг, подвешенный на стержне, попадает пуля массой 0,01 кг, летящая под углом 45° к стержню, и застревает в нем. После удара пуля с шаром откачнулись на высоту 0,02 м. Найти скорость пули.

Траектория движения тела. Путь

Чаще всего в механике мы будем изучать именно движение материальной точки. При своем перемещении материальная точка последовательно проходит положение вдоль некоторой линии.

Определение

Линия, вдоль которой движется тело (или материальная точка), называется траекторией движения тела (рис. 7).

Рис. 7. Траектория точки

Иногда мы наблюдаем траекторию (например, процесс выставления оценки за урок), но чаще всего траектория – это какая-то воображаемая линия. При наличии средств измерения мы можем замерить длину траектории, вдоль которой двигалось тело, и определим величину, которая называется путь (рис. 8).

Определение

Путь, пройденный телом за некоторое время, – это длина участка траектории.

Рис. 8. Путь

Разделяют два основных вида движения – это прямолинейное и криволинейное движение.

Если траектория тела – это прямая линия, то движение называется прямолинейным. Если тело движется по параболе или по любой другой кривой – мы говорим о криволинейном движении. При рассмотрении движения не просто материальной точки, а движения реального тела различают еще два вида движения: поступательное движение и вращательное движение.

Поступательное и вращательное движение. Пример

Какие же движения называются поступательными, а какие – вращательными? Рассмотрим этот вопрос на примере колеса обозрения. Как движется кабина колеса обозрения? Отметим две произвольные точки кабины и соединим их прямой. Колесо вращается. Через некоторое время отметим те же точки и соединим их. Полученные прямые будут лежать на параллельных прямых (рис. 9).

Рис. 9. Поступательное движение кабины колеса обозрения

Если прямая, проведенная через любые две точки тела, при движении остается параллельной сама себе, то такое движение называют поступательным.

В противном случае мы имеем дело с вращательным движением. Если бы прямая не была параллельной сама тебе, то пассажир, скорее всего, вывалился бы из кабины колеса (рис. 10).

Рис. 10. Вращательное движение кабины колеса

Вращательным называют такое движение тела, при котором его точки описывают окружности, лежащие в параллельных плоскостях. Прямая, соединяющая центры окружностей, называется осью вращения

Очень часто нам приходится сталкиваться с комбинацией поступательного и вращательного движения, так называемым поступательно-вращательным движением. Самый простой пример такого движения – это движение прыгуна в воду (рис. 11). Он выполняет вращение (сальто), но при этом центр его масс поступательно движется в направлении воды.

Рис. 11. Поступательно-вращательное движение

Система отсчета. Итоги

Итак, мы описываем движение материальной точки. Чтобы его описать, нам нужно тело отсчета, относительно которого задавать положение точки. Нужна система координат, чтобы точно и однозначно задавать положение. Но движение – это перемещение с течением времени, поэтому нужно еще определиться с измерением времени. Казалось бы, секунда у всех на часах длится одинаково, если не считать неисправных часов, тогда в чем проблема измерять время? Представьте: если начало движения засечь по часам, которые показывают 14:40, а окончание – по секундомеру, который остановится на показании 02:36:41, причем неизвестно, когда он запущен. Поэтому с прибором измерения времени и моментом начала измерения тоже нужно определиться, как мы определяемся с телом отсчета и системой координат.

решение качественных задач

Фронтальный эксперимент по наблюдению относительности движения.

Положите линейку на лист бумаги. Один конец линейки прижмите пальцем и с помощью карандаша переместите ее на некоторый угол в горизонтальной плоскости. При этом карандаш не должен перемещаться относительно линейки.

— Какова траектория конца карандаша относительно листа бумаги?

— К какому виду движения относится движение карандаша в этом случае?

— В каком состоянии находится конец карандаша относительно листа бумаги?

  1. Стр. 9, упр. 1 (1)

Ответ: можно в обоих случаях, так как размерами автомобиля при данных начальных условиях можно пренебречь.

  1. Стр. 9, упр. 1 (2)

Ответ: все зависит от условий задач, которые нужно решить диспетчеру и пассажиру.

  1. Стр. 9, упр. 1 (3)

Ответ: поверхность Земли

  1. Стр. 9, упр. 1 (4)

Ответ: правы оба: мальчик выбрал систему отсчета, связанную с землей, девочка-с креслом карусели

  1. Стр. 9, упр. 1 (5)

Ответ: а) относительно Земли; б) относительно воды; в) относительно Земли; г) относительно оси колеса; д) относительно Земли.

Рефлексия

Домашнее задание:

§ 1, ответить на вопросы после параграфа

Выучить определения

Расписываются в журнале инструктажа

Дают ответы на поставленную проблему

Записывают тему урока, формулируют цель урока

Выполняют задание

Отвечают на вопрос

Подводят итоги

решают задачи по пройденной теме

Кадеты делают выводы о достижении поставленной цели

Записывают домашнее задание

Регулятивные (выдвигают версии решения проблемы)

Регулятивные

(самостоятельно определять цель и задачи предстоящей учебной деятельности)

Познавательные (устанавливают причинно-следственные связи, умение давать определение понятиям)

Познавательные (устанавливают причинно-следственные связи, умение давать определение понятиям)

Личностные

(формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии; оценивать собственную учебную деятельность)

Регулятивные

(анализировать достижение целей)

5

25

11

1

2

Итоги

Главное, чем мы сегодня пользовались для определения координаты, – выражение для проекции перемещения:

И из него мы уже выражали координату:

При этом сама проекция перемещения может быть задана, может вычисляться как , как в было в задаче о равномерном прямолинейном движении, может вычисляться сложнее, что нам еще предстоит изучить, но в любом случае координату движущегося тела (где тело оказалось) можно определить по начальной координате (где тело было) и по проекции перемещения (куда переместилось).

На этом наш урок окончен, до свидания!

Список литературы

  1. Соколович Ю.А., Богданова Г.С Физика: Справочник с примерами решения задач. – 2-е издание, передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика: 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 14-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Class-fizika.narod.ru (Источник).
  2. Av-physics.narod.ru (Источник).
  3. Class-fizika.narod.ru (Источник).

Домашнее задание

  1. Что такое перемещение, путь, траектория?
  2. Как можно определить координаты тела?
  3. Запишите формулу для определения проекции перемещения.
  4. Как будет определяться модуль перемещения, если перемещение имеет проекции на две оси координат?
Ссылка на основную публикацию