Теплопередача через цилиндрическую стенку

Введение

Все тела состоят из атомов и молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют между собой. Нас интересует суммарная энергия их движения (кинетическая) и взаимодействия (потенциальная) – внутренняя энергия тела.

Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: выполняя работу и с помощью теплообмена.

Про механическую работу мы уже говорили, в ответвлении подробнее рассмотрим, как это связано с изменением внутренней энергии.

Механическая работа и превращение энергии

В механике мы использовали закон сохранения механической энергии:

Полная механическая энергия системы, в которой действуют только консервативные силы, остается постоянной.

Под полной механической энергией мы понимаем сумму кинетической и потенциальной энергии. Значит, энергия превращается из кинетической в потенциальную, и наоборот, чтобы их сумма оставалась постоянной (см. рис. 1).

Рис. 1. Превращение кинетической и потенциальной энергий

Изменение кинетической энергии равно изменению потенциальной энергии со знаком минус – это значит, на сколько увеличилась кинетическая энергия, на столько же уменьшилась потенциальная. А работа консервативных сил равна этому изменению:

Что же происходит с энергией тела, если на него действуют неконсервативные силы, например сила трения? Механическая энергия не сохраняется, она превращается в другие виды энергии, в частности в тепловую (или внутреннюю энергию тела) (см. рис. 2).

Рис. 2. Превращение механической энергии в тепловую

Работа неконсервативной силы равна изменению механической энергии (а оно равно изменению внутренней энергии со знаком минус, для превращения кинетической энергии в потенциальную мы записывали так же).

При изучении тепловых явлений нас как раз интересует изменение внутренней энергии.

Тепловые явления примеры использования в быту

Теория > Физика 8 класс > Тепловые явления

Давайте рассмотрим, какие тепловые явления можно наблюдать субботним утром прохладного сентября.Итак, рано проснувшись и приняв душ, мы сушим волосы потоком сухого горячего воздуха, создаваемого электрическим феном (испарение).
Затем для комфорта включаем электрический камин, который дает дополнительное тепло (излучение) в том месте комнаты, где установлено наше любимое кресло. Конвекция происходит в комнате, когда включено отопление. Горячий воздух от батареи или камина поднимается, а холодный опускается.
Мы садимся в это кресло, укрывшись пушистым одеялом (закон теплопроводности) и пьем горячий шоколад из кружки, материал которой плохо проводит тепло (опять закон теплопроводности). А для нагревания воды мы использовали чайник.
Посмотрев по сторонам, мы делаем следующие выводы – дом построен по законам тепловых явлений, начиная с выбора материалов и заканчивая грамотным установлением систем теплоснабжения и вентиляции. Представьте только, если бы форточки находились внизу – да их удобно было бы открывать, но вот проветрить помещение было бы очень сложно. Материалы для стен домов используют пористые, чтобы воздух предохранял дом от перепадов температур.
А заглянув в кухню – мы увидим множество примеров тепловых явлений.
Практически во всех технологических процессах приготовления пищи можно наблюдать, как происходит теплопередача от одного продукта к другому, от плиты или печи к кастрюле или другой емкости.
В процессе нагревания будут принимать участие все три вида теплопередачи: от огня к сосуду – излучение, сквозь стенки сосуда к воде – теплопроводность, а сама вода прогревается путём конвекции.

Теплопроводность: Применение веществ с малой теплопроводностью: если возникает необходимость предохранить тело от охлаждения или нагревания, то применяют вещества с малой теплопроводностью. Так, для кастрюль, сковородок ручки изготовляют из пластмассы или другого сплава, обладающего малой теплопроводностью. У толстых, массивных чугунных сковородок дно прогревается более равномерно, чем у сделанных из тонкой стали. Те участки дна стальной посуды, которые располагаются непосредственно над огнём, прогреваются особенно сильно, и на них пища часто пригорает. Именно поэтому хозяйки выбирают сковородки с толстым дном, как правило, чугунные. Из походной алюминиевой кружки очень сложно пить горячий чай, а вот современный фаянс прекрасно справляется с этой задачей. Вы также знаете, что если в горячий чай опустить холодную ложку, через некоторое время она нагреется. При этом чай отдаст часть своего тепла не только ложке, но и окружающему воздуху

Конвекция: Пищу готовят на плитах. Тёплый воздух от плит, от приготовленных блюд поднимается вверх, а холодный опускается вниз. При работе вентилятора наблюдается и вынужденная конвекция.

Излучение. Излучают энергию все тела: и сильно и слабо нагретые. Тела с тёмной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность. Так, в светлом чайнике горячая вода дольше сохраняет высокую температуру, чем в тёмном. Эти знания помогают экономить на электричестве при выборе посуды.
Вода на кухне присутствует во всех трёх состояниях: в газообразном – когда вода кипит, в жидком – когда в ней варят продукты, в твёрдом – в виде кубиков льда для напитков.

Плавление: Настоящий шоколад тает во рту – температура плавления какао масла близка к температуре плавления человеческого тела.

Испарение: Свойство уксуса – испаряясь, уничтожать резкие, неприятные запахи, — удобно использовать на кухне. Если налить на сковороду немного уксуса и поставить её на слабый огонь, то чад, запах жира, рыбы, чеснока скоро улетучится. Чтобы избавиться от неприятного запаха при варке капусты, нужно накрыть кастрюлю тряпкой, смоченной уксусом, а сверху — крышкой. В хлебнице, в столе, в подвесном шкафчике таким же образом можно избавиться от неприятного запаха залежалого хлеба.

Кипение: на кипении основано приготовление пищи в пароварках и мультиварках.
Подойдя к окну – мы также можем наблюдать очень много тепловых явлений.
Например, летом идёт дождь а зимой снег. Образуется роса на листьях. Появляется туман.

Теория | Калькуляторы | ГДЗ | Таблицы и знаки | Переменка | Главная Карта Сайта

ФИЗИКА

Учебник для 7 класса

Механические явления

Механические явления — это движение тел (рис. 1.3) и действие их друг на друга, например отталкивание или притяжение. Действие тел друг на друга называют взаимо действием.

С механическими явлениями мы познакомимся подробнее уже в этом учебном году.

Рис. 1.3. Примеры механических явлений: движение и взаимодействие тел во время спортивных соревнований (а, б. в); движение Земли вокруг Солнца и ее вращение вокруг собственной оси (г)

Звуковые явления

Звуковые явления, как следует из названия, — это явления, связанные со звуком. К их числу относится, например, распространение звука в воздухе или воде, а также отражение звука от различных препятствий — скажем, гор или зданий. При отражении звука возникает знакомое многим эхо.

Тепловые явления

Тепловые явления — это нагревание и охлаждение тел, а также, например, испарение (превращение жидкости в пар) и плавление (превращение твердого тела в жидкость).

Тепловые явления чрезвычайно широко распространены: так, ими обусловлен круговорот воды в природе (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Круговорот воды в природе

Нагретая солнечными лучами вода океанов и морей испаряется. Поднимаясь, пар охлаждается, превращаясь в капельки воды или кристаллики льда. Они образуют тучи, из которых вода возвращается на Землю в виде дождя или снега

Настоящая «лаборатория» тепловых явлений — кухня: варится ли суп на плите, кипит ли вода в чайнике, замораживаются ли продукты в холодильнике — все это примеры тепловых явлений.

Тепловыми явлениями обусловлена и работа автомобильного мотора: при сгорании бензина образуется очень горячий газ, который толкает поршень (деталь мотора). А движение поршня через специальные механизмы передается колесам автомобиля.

Электрические и магнитные явления

Самый яркий (в буквальном смысле слова) пример электрического явления — молния (рис. 1.5, а). Электрическое освещение и электротранспорт (рис. 1.5, б) стали возможными благодаря использованию электрических явлений. Примеры магнитных явлений — притяжение железных и стальных предметов постоянными магнитами, а также взаимодействие постоянных магнитов.

Рис. 1.5. Электрические и магнитные явления и их использование

Стрелка компаса (рис. 1.5, в) поворачивается так, что ее «северный» конец указывает на север именно потому, что стрелка является маленьким постоянным магнитом, а Земля — огромным магнитом. Северное сияние (рис. 1.5, г) вызвано тем, что летящие из космоса электрически заряженные частицы взаимодействуют с Землей как с магнитом. Электрическими и магнитными явлениями обусловлена работа телевизоров и компьютеров (рис. 1.5, д, е).

Оптические явления

Куда бы мы ни посмотрели — мы всюду увидим оптические явления (рис. 1.6). Это явления, связанные со светом.

Пример оптического явления — отражение света различными предметами. Отраженные предметами лучи света попадают нам в глаза, благодаря чему мы видим эти предметы.

Рис. 1.6. Примеры оптических явлений: Солнце излучает свет (а); Луна отражает солнечный свет (б); особенно хорошо отражают свет зеркала (в); одно из самых красивых оптических явлений — радуга (г)

Ход урока.

II. Повторение и обобщение изученного материала.

1. Внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии (слайд 3)

1) Вопросы:

  • Дайте определение внутренней энергии;

  • Какие способы изменения внутренней энергии Вы знаете;

  • Дайте определение теплопередачи;

  • Виды теплопередачи.

2) Теплопроводность (слайд 4)

— Какой вид теплопередачи изображен на рисунке:

— Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: теплопроводность металлов с комментарием учащегося (t8).avi)

Что показывает данный рисунок:

3) Конвекция (слайд 5)

— Какой вид теплопередачи изображен на рисунках:

— Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: конвекция в газах и жидкостях с комментарием учащихся (t9.avi, t10.avi);

4) Излучение (слайд 6):

— Что показывают данные рисунки:

5) Самостоятельная работа учащихся – тест (слайд 7):

(Учащиеся отвечают на вопросы теста, сдают работы, вместе проверяем)

1.Если в жаркий день лист растения приложить к щеке (совсем необязательно его срывать), то можно почувствовать, что он прохладный. Почему?

а) растение поглощает тепло из окружающей среды;б) растение испаряет в окружающую среду воду, из-за этого внутренняя энергия листа уменьшается и уменьшается его температура;в) лист растения плохо проводить тепло.

2. Когда организм переохлаждается, мышцы начинают дрожать. Какие превращения энергии при этом происходят?

а) внутренняя энергия превращается в тепло;б) механическая энергия превращается во внутреннюю;в) внутренняя энергия превращается в механическую.

3. Как изменяется внутренняя энергия человека при переохлаждении?

а) изменяется незначительно;б) увеличивается, т.к. идет теплообмен с окружающей средой;в) уменьшается энергия, снижается обмен веществ и замедляется деятельность мозга.

4. Почему густая шерсть верблюда защищает его от холода и жары?

а) между шерстинками есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью;б) шерсть хорошо отражает тепловое излучение;в) у верблюда большая жировая прослойка.

5. Почему “шубка” спасает шмелей от вымерзания?

а) “шубка” задерживает конвекционные потоки, замедляет теплоотдачу и лучеиспускание;б) нет конвекционных потоков;в) нет теплообмена с окружающей средой.

6. За сутки человеческий организм получает в среднем 10.900 кДж энергии, а теряет теплопроводностью и конвекцией 2260 кДж; излучением 3390 кДж; испарением 1880 кДж. Какое количество энергии остается для нормального функционирования организма?

а) 2370 кДж; б) 3370 кДж; в) 0 кДж.

6) Тепловые процессы (слайд 8):

— Какие тепловые процессы Вы знаете;

— Дайте определение каждого из процессов;

— Определите вещество и опишите процессы с ним происходящие, изображенные на графике:

7) Самостоятельная работа учащихся по карточкам (слайд 9):

(Учащиеся заполняют таблицы и сдают)

Количество теплоты

для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

выделяемой при полном сгорании топлива

для плавления кристаллического тела;выделяемое при кристаллизации

для превращения жидкости в пар;пара в жидкость

название

Единица измерения

С

q

λ

L

Последующая проверка:

2. Тепловые машины (слайд 10)

1) Тепловой двигатель (слайд 11):

— Дайте определение теплового двигателя;

— Какие виды тепловых двигателей Вы знаете.

2) Виды тепловых двигателей (слайд 12).

3) Слайд 13

— Назовите основные элементы теплового двигателя;

— Дайте определение КПД теплового двигателя;

— Как можно найти КПД теплового двигателя (формула).

III. Итог урока (слайд 14).

    1. Обобщающий итоговый тест(Приложение 2)

    2. Проверка теста (Приложение 3)

2) Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе по теме «Тепловые явления»

Список используемой литературы. Электронные издания.

  1. Учебное электронное издание «Интерактивный курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004г.

  2. «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.

  3. «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003г.

Приложение 1

Приложение 2

Видеофайлы:t8,t9,t10.

Источники и распределение теплоты в зоне резания

Процесс резания металлов сопровождается значительным
тепловыделением в результате того, что механическая работа резания переходит в
тепловую энергию. Основными источниками возникновения тепла в зоне резания
являются:

  1. внутреннее трение между частицами срезаемого слоя в результате
    его пластической деформации при образовании стружки ();
  2. трение стружки о переднюю поверхность инструмента ();
  3. трение поверхности резания и обработанной поверхности по задним
    поверхностям инструмента ().

Схема расположения источников тепла в зоне резания представлена на
рис. 1.

Наиболее интенсивное выделение тепла происходит в области
стружкообразования, прилегающей к плоскости скалывания 1—1 в этой области
теплота выделяется в результате двух одновременно протекающих процессов:
во-первых, в результате пластической деформации сдвига элементов образующейся
стружки по плоскости скалывания; во-вторых, в результате пластической деформации
сжатия и частично пластической деформации смятия тонкого слоя металла
примыкающего к плоскости скалывания со стороны срезаемого слоя припуска. Этот
слой показан на рис. 2 и выделен штриховкой.

Упругая деформация всегда предшествует пластической деформации и
потому имеет место и при пластической деформации срезаемого слоя при резании
металлов. Пластическая деформация в этом слое обнаруживается путем измерения
микротвердости и существует по той же причине, что и деформация материала под
поверхностью резания и под обработанной поверхностью. Возможно количество тепла,
выделяющегося в результате упругой деформации невелико, но предполагать
вероятность этого процесса и учитывать его существование необходимо.

Общее количество выделяющегося при резании тепла равно сумме
тепла, выделевшегося во всех перечисленных выше источниках:

Тепло, образующееся в процессе резания, не аккумулируется в местах
его образования, а распространяется от точек с более высокой температурой к
точкам с низкой температурой. Из зоны резания тепло уносится со стружкой
(q1), передается в заготовку (q2) и инструмент
(q3) и распространяется в окружающую среду (q4).Тепловой
баланс процесса резания может быть выражен уравнением:

Q1Q2Q3q1q2q3q4

Соотношение количества тепла, отводимого со стружкой в деталь, в
инструмент и окружающую среду, зависит от физико-механических свойств
обрабатываемого материала, режима резания, геометрии режущего инструмента и
внешних условий, в которых осуществляется резание.

В начале обработки температура в зоне резания растет до какого-то
определенного значения и устанавливается постоянной, соответствующей
стационарному тепловому режиму, при котором выделение тепла равняется отводу его
по перечисленным направлениям. Для практических целей наибольший интерес
представляет температура рабочей части инструмента и обрабатываемой заготовки.
Тепло, переходящее в заготовку, увеличивает ее температуру и вызывает
температурное изменение ее размеров и коробление, подчас являющееся причинами
брака.

Теплота, переходящая в инструмент, при всей своей относительной
незначительности, концентрируясь в малых объемах материала инструмента, вызывает
сильный разогрев его в этих объемах и снижение режущих свойств и
износоустойчивости инструмента. С увеличением скорости резания доля тепла,
переходящего в инструмент, уменьшается, но абсолютное его количество возрастает
и температура в зоне резания увеличивается до значений, близких к температуре
красностойкости металла инструмента.

2 вариант

1. На Земле в огромных масштабах осуществляется круго­ворот воздушных масс. Движение воздушных масс свя­зано преимущественно с

1) теплопроводностью и излучением
2) теплопроводностью
3) излучением
4) конвекцией

2. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 2 кг нагрели от 150 до 750 °С. Какое количество тепло­ты получила болванка? Удельная теплоёмкость латуни 380 Дж/(кг · °С)

1) 32 Дж
2) 456 кДж
3) 1050 кДж
4) 760 кДж

3. Сколько энергии необходимо для плавления куска же­леза массой 4 кг, взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления железа 27 кДж/кг.

1) 108 Дж
2) 108000 Дж
3) 6,75 Дж
4) 6750 Дж

4. На рисунке представлен график зависимости температуры эфира от времени при нагревании и охлаждении. В начальный момент эфир находился в жидком состоянии. Какой участок графика соответствует процессу кипения эфира?

1) 1-2
2) 1-2-3
3) 2-3
4) 3-4

5. Влажный термометр психрометра показывает темпера­туру 16 °С, а сухой 20 °С. Определите, пользуясь пси­хрометрической таблицей, относительную влажность воздуха.

1) 100%
2) 62%
3) 66%
4) 74%

6. Тепловой двигатель получает за цикл от нагревателя 200 Дж теплоты и отдаёт холодильнику 150 Дж. КПД двигателя равен

1) 25%
2) 33%
3) 67%
4) 75%

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

Физическая величина

А) Количество теплоты, необходи­мое для плавления кристалли­ческого тела
Б) Удельная теплоёмкость вещества
В) Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива ­

Формула

8. Воду массой 500 г при температуре 95 °С налили в теплоизолированный сосуд, где находился твёрдый нафталин при температуре 80 °С. После установления теплового равновесия температура воды оказалась равна 80 °С, при этом весь нафталин перешёл в жидкое состояние. Пренебрегая потерями тепла, оцените, сколько граммов нафталина находилось в сосуде. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления нафталина 150 кДж/кг, температура плавления нафталина 80 °С.

Кипение

Теория > Физика 8 класс > Тепловые явления

Переход из жидкого состояния в газообразное возможен двумя различными процессами: испарением и кипением. 

Кипение — это тоже процесс перехода жидкости в пар

Кипение – это более интенсивнй процесс перехода жидкости в пар, так как парообразование при кипении происходит не только на поверхности жидкости, но и по всему её объёму. Сейчас есть прозрачные электрические чайники, где хорошо наблюдать за процессом кипения. . Так как в воде всегда есть растворённый в ней воздух, то при нагревании на дне чайника и на его стенках появляются пузырьки. Эти пузырьки содержат воздух и насыщенный водяной пар. Сначала они появляются на стенках чайника. Количество пара в них увеличивается, увеличиваются в размерах и они сами. Затем под воздействием выталкивающей силы Архимеда они будут отрываться от стенок, подниматься вверх и лопаться на поверхности воды. Когда температура воды достигнет 100°С, пузырьки будут образовываться уже по всему объёму воды.

     Кипение

ЖИДКОСТЬ   ПАР

Испарение происходит при любой температуре, а кипение — только при определённой температуре, которая называется температурой кипения.
Во время кипения температура жидкости остаётся постоянной.

Температура кипения это температура, при которой жидкость кипит. Обычно, говоря о температуре кипения данной жидкости, подразумевают температуру, при которой эта жидкость кипит при нормальном атмосферном давлении.
Каждое вещество имеет свою температуру кипения. Она зависит от величины давления.
При нормальном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°С, спирт — при 78 °С,  а железо закипает  при 2750 °С. А  вот температура кипения кислорода — минус 183 °С.
При уменьшении давления температура кипения снижается. В горах, где атмосферное давление ниже, вода закипает при температуре менее 100 °С. И чем выше над уровнем моря, тем меньшей будет температура кипения. А в кастрюле-скороварке, где создаётся повышенное давление, вода закипает при температуре выше 100 °С.

 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Испарение Кипение
Процесс парообразования Процесс парообразования
Парообразование происходит с поверхности жидкости Парообразование происходит по всему объему жидкости
Происходит при любой температуре Происходит только при температру кипения
Температура жидкости понижается Температрура жидкости не изменяется

Теория | Калькуляторы | ГДЗ | Таблицы и знаки | Переменка | Главная Карта Сайта

Задача 1

В алюминиевой кастрюле массой 1,5 кг находится 5 кг воды при температуре 20 °С (см. рис. 23).

Рис. 23. Задача 1

Найти количество теплоты, необходимое для нагревания воды до температуры кипения. Передачей тепла в окружающую среду пренебречь.

Имеется два тела: кастрюля и вода. Нужно передать какое-то количество теплоты, чтобы нагреть их. Потерями тепла в окружающую среду пренебрегаем – значит, все тепло пойдет на нагревание кастрюли с водой.

Потери тепла

Предположим, что для выполнения условия задачи мы поставили кастрюлю с водой на электроплиту. Понятно, что часть тепла, которое выделяет плита, будет тратиться на нагревание кастрюли, окружающего воздуха и самой электроплиты (см. рис. 24).

Рис. 24. Потери тепла на нагревание кастрюли, окружающего воздуха и самой электроплиты

Это ненужные нам «потери тепла», как их называют. Но без них не обойтись – кастрюля и окружающий воздух неизбежно будут греться вместе с водой.

Обычно потери тепла незначительные и мы их можем не учитывать. Если в задаче отдельно не оговорено иное, потерями при решении пренебрегаем. Если же мы хотим получить более точное решение, придется учитывать (и рассчитывать) эти потери.

В нашей задаче в условии прямо сказано: «Передачей тепла в окружающую среду пренебречь».

Если бы в условии не были даны материал и масса кастрюли, то подразумевалось бы, что нагреванием самой кастрюли тоже можно пренебречь. Однако в данной конкретной задаче сказано, что кастрюля алюминиевая (то есть можно найти ее удельную теплоемкость по таблице), а также дана масса кастрюли. Значит, можно и нужно посчитать, какое количество теплоты пойдет на нагревание самой кастрюли.

Для нагревания алюминиевой кастрюли нужно:

Для нагревания воды нужно:

Всего нужно передать:

Массы воды и кастрюли даны в условии, удельные теплоемкости можно найти в таблице. Вода должна нагреться от  до кипения, то есть до . Кастрюля нагревается вместе с водой, поэтому изменение ее температуры будет таким же:

Осталось подставить численные данные и найти ответ.

Решение задачи

Итак, мы получили систему уравнений:

Численные данные из условия:

Из таблицы:

Вычисляем:

Ответ: .

В предыдущем ответвлении мы говорили о том, учитывать ли потери теплоты. В данной задаче мы пренебрегли потерями на нагревание окружающего воздуха, но учли нагрев кастрюли. Если решить задачу, не учитывая нагрев кастрюли, останется количество теплоты, необходимое для нагревания только воды:

Как видим, этот результат отличается от полученного ранее приблизительно на 6 %. Много это или мало – зависит от цели. Если мы греем воду для чая, то погрешностью в 6 % можно пренебречь. Если же вода нужна для выращивания клеток в биологической лаборатории со строгим температурным режимом, то 6 % могут оказаться очень большой разницей и пренебрегать  нельзя.

Теперь рассмотрим модель, в которой можно не учитывать теплообмен системы тел с окружающими телами: тепло только передается от одного тела к другому.

Итоги

В подобных задачах всегда есть баланс: сколько теплоты одни тела отдают, столько другие тела получают. Они так и называются: задачи на тепловой баланс. В этом уроке мы рассмотрели процессы, при которых изменялась температура, но не рассмотрели процессы изменения агрегатного состояния вещества. Но мы можем взять лед при температуре 0 ℃, расплавить его и получить воду при 0 ℃ – ∆t равно нулю (см. рис. 28).

Рис. 28. Плавление льда

Греть его для этого нужно, энергии этот процесс требует. Значит, здесь что-то другое, модель не работает.

Например, тепло полученное от солнца, идет на то, чтобы расплавить лед в замерзших лужах. Другой пример: если надолго оставить на плите кастрюлю с водой, то тепло будет тратиться на испарение воды, превращение ее в пар. Как решать задачи с процессами агрегатных превращений – плавлением, парообразованием и пр. – мы рассмотрим на следующем уроке.

Список литературы

  1. Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: справочник с примерами решения задач. – 2-е издание, передел. – X.: Веста: издательство «Ранок», 2005. – 464 с.
  2. А.В. Перышкин. Физика 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 237 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Сайт объединения учителей Санкт-Петербурга (Источник)
  2. Интернет-сайт «Класс!ная физика — для любознательных» (Источник)
  3. 3Интернет-сайт «Класс!ная физика — для любознательных» (Источник)

Домашнее задание

  1. Какие вы знаете способы изменения внутренней энергии?
  2. Назовите 3 вида теплопередачи. В каком из них теплопередача может сопровождаться перемещением вещества?
  3. Что такое количество теплоты, в каких единицах оно измеряется?
  4. Что такое удельная теплоемкость вещества? В каких единицах она измеряется? Где ее можно посмотреть?
  5. Металлическую деталь, масса которой 200 г, нагрели до 100 , а затем опустили в воду массой 800 г и температурой 20 . Через некоторое время температура воды и детали стала равна 25 °С. Определите удельную теплоемкость металлической детали. Тепловыми потерями пренебречь.
Ссылка на основную публикацию