Таблица величин. 7 класс

Решебник к сборнику задач по физике для 7- 9 классов, Перышкин А.В.

17. Приведите примеры измерительных приборов. Линейка, термометр, часы, амперметр, мензурка.

18. Определите цену деления какого-нибудь измерительного прибора, имеющегося у вас дома. Линейка – цена деления 1 мм.

19. На деревянной линейке число штрихов на шкале равно 201. Цифра 0 нанесена против первого штриха, а против последнего 100 см. Какова цена деления шкалы линейки? (100 – 0) : 200 = 0,5 см

20. Определите, какова цена деления каждого из измерительных приборов, изображенных на рисунке 1: термометра, линейки, секундомера, амперметра, спидометра.

Термометр (36° — 35°) : 10 = 0,1° Линейка (1 см – 0 см) : 10 = 0,1 см = 1 мм Секундомер (10 с – 5 с) : 5 = 1 с Амперметр (2 А – 0) : 10 = 0,2 А Спидометр (100 км/ч – 50 км/ч) : 5 = 10 км/ч

21. Как определить только с помощью линейки диаметр швейных иголок? Взять несколько одинаковых иголок, разложить их в ряд на ровном месте, измерить длину ряда и разделить ее на количество иголок.

22. Определите длину деревяшки, изображенной на рисунке 2?

173 мм – 100 мм = 73 мм = 7,3 см

23. Проволока плотно намотана витками на карандаш, при этом 25 витков проволоки занимают расстояние 20 мм (рис. 3). Определите диаметр проволоки.

20 мм : 25 = 0,8 мм

24. Как определить объем тел неправильной формы: камня, картофелины, гвоздя? Поместить предмет неправильной формы в сосуд с водой. Объем вымещенной воды будет равен объему погруженного тела.

25. Определите цену деления мензурки на рисунке 4.

(200 мл – 100 мл) : 10 = 10 мл

26. Сколько воды содержится в мензурке на рисунке 4?

200 мл

27. В два одинаковых стакана налита жидкость (рис. 5). В каком стакане жидкости меньше?

В правом стакане

28. Требуется определить объем маленького шарика от шарикоподшипников для велосипеда. Как измерить объем такого шарика при помощи мензурки? Измерить объем воды в мензурке до погружения шарика. Поместить в нее шарик и измерить объем снова. Разность объемов до и после погружения будет равна объему шарика.

29. В мензурку было налито 200 см3 воды. Когда в нее опустили кусок железа, вода в мензурке поднялась до деления, обозначенного 250. Определите объем железа. 250 см3 – 100 см3 = 50 см3

30. Даны два термометра с одинаковым количеством ртути в резервуарах, но с разными внутренними диаметрами трубок. На одинаковую ли высоту поднимется уровень ртути в том и другом термометре, если их оба поместить в пары кипящей воды? Уровни будут разными из-за разного диаметра трубок и одинакового объема ртути.

31. В университетском учебнике физики 1825 г., написанном профессором Иваном Алексеевичем Двигубским, приведено описание термометра XVI века (рис. 6). Небольшого диаметра стеклянная трубка А с шариком Е на конце погружена открытым концом в сосуд с подкрашенной жидкостью. Нагреванием шарика Е часть воздуха выгоняется. Почему? С прекращением нагревания подкрашенная жидкость поднимается по трубке до С. Почему? Как будет действовать такой термометр? Какое влияние окажет на показания такого термометра изменение атмосферного давления?

Воздух в шарике нагревается и, расширяясь, выгоняется из трубки. При остывании шарика давление в нем становится меньше. Под действием атмосферного давления жидкость поднимается до уровня С. С изменением температуры, давление воздуха на столб воды будет меняться, следовательно, будет меняться уровень воды в трубке. С изменением атмосферного давления, которое действует на поверхность воды в сосуде уровень воды в трубке будет также меняться.

32. Сколько литров воды налилось в прямоугольную яму с размерами 5 м ͯ 4 м ͯ 2 м (длина ͯ ширина ͯ глубина)? 5 м • 4 м • 2 м = 40 м3 = 40000 л

33. Сколько ведер объемом 12 л вмещает аквариум, длина которого 30 см, ширина 50 см и высота 40 см?

34. На строительство плотины пошло 820000 м3 бетона. Определите толщину плотины, если ее длина 760 м, а высота 60 м.

35. Поплавок Полянского применяли во время войны для переправы бойцов через реку. Он представляет собой водонепроницаемый мешок (рис. 7), который в надутом состоянии имеет размеры 70 ͯ 30 ͯ 30 см. Определите объем поплавка в надутом состоянии.

36. В столярной мастерской требуется изготовить доску длиною в 50 см, шириною 15 см и толщиною в 20 см. Сделайте чертеж этой доски в масштабе 1:5.

37. Длина плотины гидроэлектростанции 760 м и высота 60 м. При каком масштабе возможно сделать чертеж плотины в тетради? В масштабе 1 : 5000, длина = 152 мм, высота = 12 мм

38. Чему равна цена деления секундомеров на рисунке 8? Какое время показывает каждый из них?

Левый: цена деления = 1 сек; показывает 3,8 сек Правый: цена деления = 0,5 сек; показывает 7,5 сек

39. Измерьте диаметры рублевой и пятирублевой монеток с помощью линейки, имеющей миллиметровые деления. Вычислите разницу между диаметрами монет. Ø 5 руб = 25 мм Ø 2 руб = 20 мм Ø 5 руб – Ø 2 руб = 5 мм

  • Нравится

Рабочая тетрадь по физике 7 класс Т.А. Ханнанова (к учебнику А.В. Перышкина)

1.1. Соедините линиями названия природных явлений и соответствующие им виды физических явлений.

1.2. Отметьте галочкой свойства, которыми обладают и камень, и резиновый жгут.

1.3. Заполните пропуски в тексте так, чтобы получились названия наук, изучающих различные явления на стыке физики и астрономии, биологии, геологии.

1.4. Запишите в стандартном виде следующие числа по приведенному выше образцу.

2.1. Обведите в рамочку те свойства, которыми физическое тело может не обладать.

2.2. На рисунке изображены тела, состоящие из одного и того же вещества. Запишите название этого вещества.

2.3. Выберите из предложенных слов два слова, обозначающие вещества, из которых сделаны соответствующие части простого карандаша, и запишите их в пустые окошки.

2.4. С помощью стрелочек «рассортируйте» слова по корзинам в соответствии с их названиями, отражающими разные физические понятия.

2.5. Запишите числа по приведенному образцу.

3.1. На уроке физики учитель поставил ученикам на столы одинаковые на вид магнитные стрелки, размещенные на остриях игл. Все стрелки повернулись вокруг своей оси и замерли, но при этом одни из них оказались повернутыми на север синим концом, а другие – красным. Ученики удивились, но в ходе беседы некоторые из них высказали свои гипотезы, почему так могло произойти. Отметьте, какую выдвинутую учениками гипотезу можно опровергнуть, а какую – нет, зачеркнув ненужное слово в правой колонке таблицы.

3.2. Выберите правильное продолжение фразы « В физике явление считается реально протекающим, если…»

3.3. Допишите предложение. 

3.4. Выберите правильное продолжение фразы.

3.5. Еще в древности люди наблюдали, что:

4.1. Закончите фразу.

4.2. Вставьте в текст недостающие слова и буквы. В Международной системе единиц (СИ):

4.3. а) Выразите кратные единицы длины в метрах и наоборот.

б) Выразите метр в дольных единицах и наоборот.

в) Выразите секунду в дольных единицах и наоборот.

г) Выразите в основных единицах СИ значения длины.

д) Выразите в основных единицах СИ значения интервалов времени.

е) Выразите в основных единицах СИ значения следующих величин.

4.4. Измерьте линейкой ширину l страницы учебника. Выразите результат в сантиметрах, миллиметрах и метрах.

4.5. На стержень намотали провод так, как показано на рисунке. Ширина намотки оказалась равной l=9 мм. Каков диаметр d провода? Ответ выразите в указанных единицах.

4.6. Запишите значения длины и площади в указанных единицах по приведенному образцу.

4.7. Определите площадь треугольника S1 и трапеции S2 в указанных единицах.

4.8. Запишите значения объема в основных единицах СИ по приведенному образцу.

4.9. В ванну налили сначала горячей воды объемом 0,2 м3, затем добавили холодной воды объемом 2 л. Каков объем воды в ванне?

4.10. Допишите предложение. «Цена деления шкалы термометра составляет _____».

5.1. Воспользуйтесь рисунком и заполните пропуски в тексте.

5.2. Запишите значения объема воды в сосудах с учетом погрешности измерения.

5.3. Запишите значения длины стола, измеренной разными линейками, с учетом погрешности измерений.

5.4. Запишите показания часов, изображенных на рисунке.

5.5. Ученики измерили длину своих столов разными приборами и результаты записали в таблицу.

6.1. Подчеркните названия устройств, в которых используется электродвигатель.

6.2. Домашний эксперимент.1. Измерьте диаметр d и длину окружности l у пяти предметов цилиндрической формы с помощью нити и линейки (см. рис.). Названия предметов и результаты измерений запишите в таблицу. Используйте предметы разного размера. Для примера в первой колонке таблицы уже поставлены значения, полученные для сосуда диаметром d = 11 см и длиной окружности l = 35 см.

2. Используя таблицу, постройте график зависимости длины окружности l предмета от его диаметра d . Для этого на координатной плоскости нужно построить шесть точек согласно данным таблицы и соединить их прямой линией. Для примера на плоскости уже построена точка с координатами (d, l ) для сосуда. Аналогично на этой же плоскости постройте точки для других тел.

3. Используя полученный график, определите, чему равен диаметр d цилиндрической части пластиковой бутылки, если длина ее окружности l = 19см. d = 6 см

6.3. Домашний эксперимент. 1. Измерьте размеры спичечного коробка с помощью линейки с миллиметровыми делениями и запишите эти значения с учетом погрешности измерения.

Предыдущая запись означает, что истинные значения длины, ширины и высоты коробка лежат в пределах:

2. Рассчитайте, в каких пределах лежит истинное значение объема коробка.

  • Нравится

3 вариант

1. Линия, вдоль которой движется тело, называется

1) пройденный путь
2) траектория
3) механическое движение
4) расстояние

2. Под водой пингвины развивают скорость 36 км/ч. Оп­ределите, какое расстояние проплывет пингвин за 5 с.

1) 36 м
2) 7,2 м
3) 50 м
4) 180 м

3. Картофелина массой 70,8 г имеет объём 60 см3. Опреде­лите плотность картофеля.

1) 109 кг/м3
2) 1180 кг/м3
3) 2950 кг/м3
4) 9000 кг/м3

4. Мальчик массой 50 кг совершает прыжок в высоту. Си­ла тяжести, действующая на него во время прыжка, примерно равна

1) 500 Н
2) 50 Н
3) 5 Н
4) 0 Н

5. По графику пути равномерного движения определите путь, пройденный телом за 5 с дви­жения.

1) 5 м
2) 10 м
3) 20 м
4) 30 м

6. На тело действуют две силы: вверх, равная 12 Н, и вниз, равная 15 Н. Куда направлена и чему равна рав­нодействующая этих сил?

1) Вниз, 3 Н
2) Вверх, 3 Н
3) Вниз, 27 Н
4) Вверх, 27 Н

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и их измерительными приборами.

Физические величины

А) Масса
Б) Время
В) Пройденный путь

Измерительные приборы

1) Линейка
2) Весы
3) Динамометр
4) Термометр
5) Секундомер

8. Брусок квадратного сечения имеет массу 40 кг. Какой станет масса бруска, если его длину увеличить в 7 раз, а каждую сторону квадрата уменьшить в 2 раза?

Что такое измерение?

Измерение – это по сути сравнение. Мы выбираем что-то нам известное, например, в случае с домом мы выбрали этажи, и посмотрели, сколько раз высота одного этажа поместится в высоте дома (см. рис. 4).

Рис. 4. Этажи дома

Другими словами, сравнили, во сколько раз высота дома выше высоты одного этажа, получилось в 5 раз. И хоть деревья этажей не имеют, их тоже можно измерить таким способом: дерево высотой с трехэтажный дом (см. рис. 5).

Рис. 5. Дерево высотой с трехэтажный дом

Можно ли измерять, не сравнивая?

Ответьте на вопрос, насколько далеко вы живете от школы. И попробуйте не упомянуть какую-нибудь другую длину или расстояние и не сравнить с ним.

Естественно будет дать ответ в метрах, в шагах, в минутах ходьбы или езды, в кварталах, сказать «не доходя до центра города», но всё это будет сравнение с метром, шагом или расстоянием до центра.

Без сравнения с другими расстояниями вы сможете ответить разве что «далеко» или «близко». Но даже если уточнить: «очень далеко» или «здесь совсем рядом» – это будет ваше мнение и настроение. Точной информации из этих ответов не получить. И сравнить два расстояния не получится, если оба охарактеризованы как «далеко». До школы далеко и до Антарктиды далеко, но это не одно и то же. Трудно обойтись одними понятиями «далеко – близко», нужны точные измерения. Так же, как не обойдемся понятиями «долго – скоро», когда говорим о времени, «быстро – медленно» для скорости, «тяжелый – легкий» для массы и так далее.

Как измерить расстояние от школы к дому? Для этого вы можете посчитать, сколько шагов вы делаете по этому пути. Например, 150 шагов. Длину вашего шага можно представить приблизительно, поэтому посторонний человек будет иметь лишь общее представление о расстоянии до школы (см. рис. 6).

Рис. 6. Расстояние до школы

Зато ваша мама хорошо знает ваш шаг, поэтому она точно представит, сколько это 150 шагов, и даже скажет, за какое время вы их пройдете.

Какого размера котенок?

Представьте, что вам купили котенка. Ваш приятель его не видел и спрашивает по телефону, какого он размера. У вас два варианта ответа:

  1. В 2 раза меньше моей собаки.
  2. В 6 раз меньше твоей собаки.

Какой вариант ответа будет правильным и понятным другу (см. рис. 7)?

Рис. 7. Какого размера котенок?

Второй вариант, когда вы сравниваете котенка с собакой друга, будет в любом случае понятным для него. Он свою собаку хорошо знает, поэтому понимает, какой это размер – в 6 раз меньше его собаки.

Если друг видел вашу собаку, то он сможет сравнить котенка и с ней. Но если он ее не видел и не знает, то такой ответ будет для него непонятным.

Чтобы ответ был наверняка понятным, нужно сравнить с чем-то наверняка всем известным, универсальным, например с обычным 300-миллилитровым стаканом (см. рис. 8).

Рис. 8. Сравнение котенка и стакана

Его размер видели все, и, если сказать, что котенок размером как три стакана, каждый сможет его себе представить.

Мы измерили высоту дома в этажах, расстояние до школы в шагах… А можно измерить эти длины «шагами» большого и указательного пальцев: расстояние до школы так измерять неудобно, но длину стола – легко. Можно мобильным телефоном, можно веревкой, посчитав, сколько раз они поместятся на отрезке, который мы измеряем. Чем еще? Да чем угодно! Вспомните, как герои известного мультфильма измеряли длину удава в попугаях, мартышках и слонятах.

Зачем лишать возможности сравнения

Например, говоря о чьем-то росте, не зная его точно, мы часто сравниваем его со своим: вот такой или вот такой. Измерить длину комнаты шагами – значит сравнить ее с длиной шага. Длина комнаты 5 шагов – это значит, что длина комнаты в 5 раз больше по сравнению с длиной шага (см. рис. 9).

Рис. 9. Размеры комнаты

Мы представляем себе один шаг и можем представить себе длину комнаты в 5 шагов. Шаг будет единицей измерения.

Вы замечали, как на фотографиях или на видео, зрителю дают понять, какого размера предмет? Например, статуя (см. рис. 10).

Рис. 10. Изображение статуи

Она может быть как человеческого роста, так и помещаться в ладонь. И чтобы показать размер, рядом помещают что-то известного размера. Теперь вы видите, что это маленькая фигурка (см. рис. 11).

Рис. 11. Маленькая статуэтка

И наоборот, в кинематографе часто нужно скрыть реальный размер предмета, тогда нам не показывают ничего, с чем можно было бы этот сравнить. Например, снимают игрушечный кораблик в бассейне и выдают его за огромный настоящий корабль, скрыв от нас бортики бассейна и другие предметы на фоне (см. рис. 12).

Рис. 12. Игрушечный кораблик на съемках

Несистемные единицы измерения

Для удобства приходится иногда использовать несистемные единицы измерения. Например, чтобы не говорить о расстоянии между городами 20 000 метров, 150 000 метров, пользуются приставкой кило-, которая обозначает тысячу: 20 км, 150 км. Если мы измеряем размеры небольших тел, часто поучаем результаты 0,03 м или 0,005 м. Для обозначения одной сотой есть приставка санти-, одной тысячной – милли-: 0,03 м – это 3 см, 0,005 м – это 5 мм, а 0,005 с – это 5 мс. С такими обозначениями обращаться удобно, и перейти к системным единицам тоже легко.

Несистемные единицы измерения

Мы договорились, что будем использовать международную систему единиц измерения, однако иногда для удобства используются несистемные единицы измерения. Есть удобная система обозначений таких единиц.

На примере метра, чтобы, говоря о расстоянии, не говорить каждый раз слово «тысяча» (4000 м, 125 000 м), его сократили до приставки кило-, и в кратком обозначении это буква к (км – километр). То есть 15 километров – это дословно 15 тысяч метров, а 15 килограммов – это 15 000 г. То есть чтобы перевести километры в метры, нужно умножить число на 1000 (убираем приставку – пишем вместо нее множитель), а если наоборот – разделить (приставку добавляем – на соответствующий множитель нужно разделить).

Аналогично миллион заменяется на приставку мега-, в кратком обозначении дописывается буква М. Есть обозначения и для еще больших величин, и, если они вам понадобятся, их можно посмотреть в справочнике.

Так же неудобно обращаться и с малыми величинами, и для них тоже придумали упрощенные названия. На примере метра: одна десятая часть обозначается приставкой деци- (д). 0,6 метра – это 6 дециметров.

Одна сотая часть – санти- (с).

Одна тысячная – милли- (м).

Одна миллионная – микро- (мк).

То есть 2 микросекунды – это 2 миллионные доли секунды, то есть 0,000002 с. То есть мы снова умножаем на то, что значит приставка: кило- обозначает тысячу – умножаем на 1000, милли- обозначает одну тысячную – умножаем на 0,001.

Единица площади – квадратный метр – это площадь квадрата со стороной 1 м (см. рис. 27).

Рис. 27. Единица площади – квадратный метр

То есть это производная от единицы длины. Площадь прямоугольника – это произведение двух длин: продольной и поперечной. Чтобы перевести квадратные километры в квадратные метры, нужно километры длины перевести в метры, то есть вместо приставки кило- умножить на 1000, и то же сделать с шириной. То есть мы умножим на 1000 дважды, в итоге умножим на 1 000 000. В одном квадратном километре 1 млн кв. м.

Объем – это длина умножить на ширину и на высоту, перемножаются три длины, значит, уже нужно учесть приставку трижды. Переведем 1 кубический метр в литры. Литр – это специальное название для одного кубического дециметра.

Чтобы перевести метры в дециметры, нужно множитель 0,1 заменить на приставку деци-. Делим 1 м на 0,1 и получаем 10 дм. Объем – это метры и дециметры в кубе, поэтому нужно разделить на 0,1 трижды. =1000 л.

Не для всех величин подходят эти названия, например, единица массы, равная 1000 кг, имеет свое название – тонна. Огромные межзвездные расстояния измеряются в световых годах – это расстояние, которое свет проходит за год, отсюда и непривычное название, намекающее на время, хотя измеряем мы длину.

С некоторыми единицами измерения применяются не все приставки: вы никогда не слышали, чтобы 1000 секунд называли килосекунда, их переведут в минуты и часы. Это исторически сложившиеся для удобства обозначения.

Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса

Учебник Перышкина Александра Васильевича был разработан еще в Советском Союзе. И тем не менее он не теряет своей актуальности, так как учебник соответствует всем современным стандартам российского образования. По своей сути, учебник «Физика для 7 класса», автора Перышкина достаточно легкий для восприятия, но визуальное восприятие безусловно улучшит усвоение этой интересной науки — физика!

Введение.

Что изучает физикаНекоторые физические терминыНаблюдения и опытыФизические величины. Измерение физических величинТочность и погрешность измеренийФизика и техника

Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение веществаМолекулыБроуновское движениеДиффузия в газах, жидкостях и твердых телахВзаимное притяжение и отталкивание молекулАгрегатные состояния веществаРазличие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Глава 2. Взаимодействие тел.

Механическое движениеРавномерное и неравномерное движениеСкорость. Единицы скоростиРасчет пути и времени движенияИнерцияВзаимодействие телМасса тела. Единицы массыИзмерение массы тела на весахПлотность веществаРасчет массы и объема тела по его плотностиСилаЯвление тяготения. Сила тяжестиСила упругости. Закон ГукаВес телаЕдиницы силы. Связь между силой тяжести и массой телаСила тяжести на других планетах. Физические характеристики планетДинамометрСложение двух силСила тренияТрение покояТрение в природе и технике

Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Единицы давленияСпособы уменьшения и увеличения давленияДавление газаПередача давления жидкостями и газами. Закон ПаскаляДавление в жидкости и газеРасчет давления жидкости на дно и стенки сосудаСообщающиеся сосудыВес воздуха. Атмосферное давлениеПочему существует воздушная оболочка землиИзмерение атмосферного давления. Опыт ТорричеллиБарометр-анероидАтмосферное давление на различных высотахМанометрыПоршневой жидкостный насосГидравлический прессДействие жидкости и газа на погруженное в них телоАрхимедова силаПлавание телПлавание судовВоздухоплавание

Глава 4. Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Единицы работыМощность. Единицы мощностиПростые механизмыРычаг. Равновесие сил на рычагеМомент силыРычаги в техникеПрименение правила равновесия рычага к блокуРавенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механикиЦентр тяжести телаУсловия равновесия телКоэффициент полезного действия механизмаЭнергияПотенциальная и кинетическая энергияПревращение одного вида механической энергии в другой

Лабораторные работы

№ 1 Определение цены деления измерительного прибора№ 2 Измерение размеров малых тел№ 3 Измерение массы тела на рычажных весах№ 4 Измерение объема тела№ 5 Определение плотности твердого тела№ 6 Градуирование пружины№ 7 Измерение силы трения с помощью динамометра№ 8 Определение выталкивающей силы№ 9 Выяснение условий плавания тела в жидкости№ 10 Выяснение условия равновесия рычага№ 11 Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Краткие итоги

Сила – физическая величина, описывающая действие одного тела на другое. Обычно она обозначается буквой F. Единица измерения силы – ньютон. Для того чтобы рассчитать значение силы тяжести, необходимо знать ускорение свободного падения, которое у поверхности Земли составляет 9,8 Н/кг. С такой силой Земля притягивает к себе тело массой 1 кг. При изображении силы необходимо учитывать ее числовое значение, направление и точку приложения.

Список литературы

  1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Перышкин А. В. Сборник задач по физике, 7–9 кл.: 5-е изд., стереотип. – М: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

Дополнительные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).

Домашнее задание

  1. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7–9 классов №327, 335–338, 351.
Ссылка на основную публикацию